Образ правителя по философской драме Педро Кальдерона "Жизнь это сон"
Во многих произведениях мировой литературы созданные образы правителей - вожди народов и государств.
Это или сильные, справедливые, добрые властители или жадные, жестокие, злопыхательские, отвратительные, властолюбивые тираны, или слабые, сластолюбивые трусы. Все они определяют судьбу своих народов, всех, кто им подвластны.
Жестокие войны и смерти, голод, насилие и беспорядок в государстве чаще всего является результатом бездарных, глупых и амбициозных властителей, которые берут власть к рукам с целью удовлетворения своих личных интересов, а не ради общего добра.
Античные поэты, англичанин Шекспир создали свои образы страшных властителей, действия которых доводят страны к границам бытия и смерти. Эта тема волновала и испанца Педро Кальдерона, который использовал ее как составляющую своих произведений, которые имели, как любое барочное произведение, учить, поражать и развлекать.
Философская драма «Жизнь - это сон» рассказывает истории из жизни сказочной и неведомой для испанцев Полонии. За пророчеством, принц Полонии, Сегисмундо, должен стать ужасным правителем, который будет совершать ужасные дела и доведет свой народ до уничтожения, поэтому его отец, король Базилио, мудро и предусмотрительно подвергает заключению своего сына в башне, где тот проводит свое детство и юность.
Желая проверить правдивость пророчества, Базилио приказывает усыпить Сегисмундо и перенести его в дворец, а после пробуждения передает ему свою власть. Полудикий Сегисмундо пользуется ею и несет всем только несчастье. Базилио видит, что обещанное исполняется и вторично усыпляет Сегисмундо и спроваживает его в башню.
Надзиратель Клотальдо убеждает принца в том, что и свобода, и неограниченная сила были лишь сном. Этот небольшой опыт дает Сегисмундо ощутить, что граница между сном и реальностью не такая уже и большая. Он познает большую христианскую истину: вся жизнь - это лишь сон в вечности, а истинными есть вечные христианские истины - добрые дела и смирения, которые могут предоставить человеку силу воспринимать витье как Божий дар. Когда народное восстание возвратит Сегисмундо на трон, это уже будет совсем другой человек. Сегисмундо обещает отцу быть добрым и справедливым правителем.
Короля Базилио льстивые придворные наделяют званием мудрого и ученого человека - «Мудрый Фалес», «Наш Эвклид», что правит не только людьми, но и светилами и звездами. Кальдерон делает ударение на мудрость своего героя, его чрезмерной учености, и показывает, что любой мудрец может ошибаться, как и другие люди.
У Базилио это настоящее горе от ума, так как отстранив Сегисмундо от власти и трона, он совсем оставляет воспитание сына, доверив его помощнику, обратив внимание только на пророчество. Здесь снова сопоставляются точные научные знания и неуверенная астрология, которую Базилио считает ценнейшей из наук:
Те плывучие алмазные сферы,
Те хрустальные арки,
Которые их звезды украшают
И тайные полнят знаки,
Это наибольшая из наук…
Учить принца приходится старому слуге, Клотальдо, который излагает не только научную математику, астрологию, медицину, но и христианский закон: …лишь один Клотальдо Общался с ним и, ученый, Излагал ему науки, Католического закона.
И все же большей частью Сегисмундо «учила матушка-природа». Принцу рассказывают и доказывают, что он сумасшедший и потому смещен от мира. Его слуга Клотальдо рассказывает принцу о тайне его происхождения и приговор звезд:
…большое безголовье
У тебя, что ты из воли неба
Умер до того, как роидлся,
Если знаешь, что уздой
Есть для тебя эта темница,
Которая сдерживает твой норов,
Что твое бешенство и злость напрасны…
Он наивный, простодушный мальчик, сбитый с толку отцовскими решениями Во время жизни в одинокой башне Сегисмундо каждый день ставит себе вопрос, который терзает ему душу:
Другие также родились,
Чем же им права судились
Те, которых я возраст не имел?
Он совсем не имеет опыта жизни и общения с отдельными людьми, так общество, его единый собеседник - это слуга и учитель Клотальдо. Кто учит Клотальдо принца?
Я здесь зверь среди людей
И человек среди зверей;
И хотя было не мед,
Все я увидел, все я сверил,
Учил обращению у зверей,
Постигал птичий лет
И читал я движение планет…
Проснувшись снова в башне, он старается понять, что с ним стало. Был он правителем в сне или на самом деле. Или вся его жизнь - это сон, или сон - есть жизни.
С помощью учителя он приходит к пониманию, которое не важно, где происходит определенное событие - во сне или в реальной жизни. Самое главное нести в этот свет любовь и добро. Интересно, что к реальной жизни возвращает Сегизмундо любовь к прекрасной Росаури. Сама любовь помогает принцу увидеть что-то хорошее во вражеском мире, любовь и есть тем путем, который выводит заненавидившую душу к христианским добродетелям.
Принц Сегисмундо побеждает зверя в себе - и это есть победа над собой. Сегисмундо определяет эту победу над собой и переход на новую ступень жизни отказом от любимой Росаури: властитель должен быть справедливым и жертвенным. Он видит любовь Росаури к Астольфо и дает возможность им вступить в брак, хотя и властен иметь все.
Мудрость обнаруживает Сегисмундо и тогда, когда должны подвергнуть наказанию солдата, который поднял народ ради возвращения Сегисмундо на трон. Мудрость состоит в том, что народ должен подчиняться правителю, а правитель - Божьему закону. Таким образом произведение дает представление о чертах, которыми должен быть наделен идеальный предводитель народа и государства.
Автор дает возможность сделать выводы о том, как именно человек становится лидером. Во-первых, Кальдерон определяет приоритет общечеловеческого над личным, поэтому обязанности правителя перед народом являются важнее личных удобств.
Во-вторых, идеальный правитель должен иметь определенные личные черты - доброту, справедливость, способность к личной жертве ради высшей цели. В-третьих, по мнению Кальдерона, государственный ум и характер не возникают сами по себе, они должны воспитываться с детства.
Это же, как не давно написал Кальдерон свою драму, он учит вещам, важных и сегодня: избирая тех, кто будет руководить твоим государством, пользуйся правилами Кальдерона, который срисовал образ идеального правителя - честного, справедливого, заботливого, мудрого.
Такого, который использует власть ради блага своего народа, а не для самого себя. Такого, который способный на высшее самопожертвование.
Это или сильные, справедливые, добрые властители или жадные, жестокие, злопыхательские, отвратительные, властолюбивые тираны, или слабые, сластолюбивые трусы. Все они определяют судьбу своих народов, всех, кто им подвластны.
Жестокие войны и смерти, голод, насилие и беспорядок в государстве чаще всего является результатом бездарных, глупых и амбициозных властителей, которые берут власть к рукам с целью удовлетворения своих личных интересов, а не ради общего добра.
Античные поэты, англичанин Шекспир создали свои образы страшных властителей, действия которых доводят страны к границам бытия и смерти. Эта тема волновала и испанца Педро Кальдерона, который использовал ее как составляющую своих произведений, которые имели, как любое барочное произведение, учить, поражать и развлекать.
Философская драма «Жизнь - это сон» рассказывает истории из жизни сказочной и неведомой для испанцев Полонии. За пророчеством, принц Полонии, Сегисмундо, должен стать ужасным правителем, который будет совершать ужасные дела и доведет свой народ до уничтожения, поэтому его отец, король Базилио, мудро и предусмотрительно подвергает заключению своего сына в башне, где тот проводит свое детство и юность.
Желая проверить правдивость пророчества, Базилио приказывает усыпить Сегисмундо и перенести его в дворец, а после пробуждения передает ему свою власть. Полудикий Сегисмундо пользуется ею и несет всем только несчастье. Базилио видит, что обещанное исполняется и вторично усыпляет Сегисмундо и спроваживает его в башню.
Надзиратель Клотальдо убеждает принца в том, что и свобода, и неограниченная сила были лишь сном. Этот небольшой опыт дает Сегисмундо ощутить, что граница между сном и реальностью не такая уже и большая. Он познает большую христианскую истину: вся жизнь - это лишь сон в вечности, а истинными есть вечные христианские истины - добрые дела и смирения, которые могут предоставить человеку силу воспринимать витье как Божий дар. Когда народное восстание возвратит Сегисмундо на трон, это уже будет совсем другой человек. Сегисмундо обещает отцу быть добрым и справедливым правителем.
Короля Базилио льстивые придворные наделяют званием мудрого и ученого человека - «Мудрый Фалес», «Наш Эвклид», что правит не только людьми, но и светилами и звездами. Кальдерон делает ударение на мудрость своего героя, его чрезмерной учености, и показывает, что любой мудрец может ошибаться, как и другие люди.
У Базилио это настоящее горе от ума, так как отстранив Сегисмундо от власти и трона, он совсем оставляет воспитание сына, доверив его помощнику, обратив внимание только на пророчество. Здесь снова сопоставляются точные научные знания и неуверенная астрология, которую Базилио считает ценнейшей из наук:
Те плывучие алмазные сферы,
Те хрустальные арки,
Которые их звезды украшают
И тайные полнят знаки,
Это наибольшая из наук…
Учить принца приходится старому слуге, Клотальдо, который излагает не только научную математику, астрологию, медицину, но и христианский закон: …лишь один Клотальдо Общался с ним и, ученый, Излагал ему науки, Католического закона.
И все же большей частью Сегисмундо «учила матушка-природа». Принцу рассказывают и доказывают, что он сумасшедший и потому смещен от мира. Его слуга Клотальдо рассказывает принцу о тайне его происхождения и приговор звезд:
…большое безголовье
У тебя, что ты из воли неба
Умер до того, как роидлся,
Если знаешь, что уздой
Есть для тебя эта темница,
Которая сдерживает твой норов,
Что твое бешенство и злость напрасны…
Он наивный, простодушный мальчик, сбитый с толку отцовскими решениями Во время жизни в одинокой башне Сегисмундо каждый день ставит себе вопрос, который терзает ему душу:
Другие также родились,
Чем же им права судились
Те, которых я возраст не имел?
Он совсем не имеет опыта жизни и общения с отдельными людьми, так общество, его единый собеседник - это слуга и учитель Клотальдо. Кто учит Клотальдо принца?
Я здесь зверь среди людей
И человек среди зверей;
И хотя было не мед,
Все я увидел, все я сверил,
Учил обращению у зверей,
Постигал птичий лет
И читал я движение планет…
Проснувшись снова в башне, он старается понять, что с ним стало. Был он правителем в сне или на самом деле. Или вся его жизнь - это сон, или сон - есть жизни.
С помощью учителя он приходит к пониманию, которое не важно, где происходит определенное событие - во сне или в реальной жизни. Самое главное нести в этот свет любовь и добро. Интересно, что к реальной жизни возвращает Сегизмундо любовь к прекрасной Росаури. Сама любовь помогает принцу увидеть что-то хорошее во вражеском мире, любовь и есть тем путем, который выводит заненавидившую душу к христианским добродетелям.
Принц Сегисмундо побеждает зверя в себе - и это есть победа над собой. Сегисмундо определяет эту победу над собой и переход на новую ступень жизни отказом от любимой Росаури: властитель должен быть справедливым и жертвенным. Он видит любовь Росаури к Астольфо и дает возможность им вступить в брак, хотя и властен иметь все.
Мудрость обнаруживает Сегисмундо и тогда, когда должны подвергнуть наказанию солдата, который поднял народ ради возвращения Сегисмундо на трон. Мудрость состоит в том, что народ должен подчиняться правителю, а правитель - Божьему закону. Таким образом произведение дает представление о чертах, которыми должен быть наделен идеальный предводитель народа и государства.
Автор дает возможность сделать выводы о том, как именно человек становится лидером. Во-первых, Кальдерон определяет приоритет общечеловеческого над личным, поэтому обязанности правителя перед народом являются важнее личных удобств.
Во-вторых, идеальный правитель должен иметь определенные личные черты - доброту, справедливость, способность к личной жертве ради высшей цели. В-третьих, по мнению Кальдерона, государственный ум и характер не возникают сами по себе, они должны воспитываться с детства.
Это же, как не давно написал Кальдерон свою драму, он учит вещам, важных и сегодня: избирая тех, кто будет руководить твоим государством, пользуйся правилами Кальдерона, который срисовал образ идеального правителя - честного, справедливого, заботливого, мудрого.
Такого, который использует власть ради блага своего народа, а не для самого себя. Такого, который способный на высшее самопожертвование.
|
Отзывы пользователей: Образ правителя по философской драме Педро Кальдерона "Жизнь это сон" - Кальдерон Педро
Добавить комментарий | ↑ в начало |