Чему меня научил Джонатан Свифт своим произведением "Приключения Гулливера"
Почти на каждой странице «Путешествий Гулливера» намеки на современные автору общественные отношения и события. Многие из них давно уже утратили свою остроту и злободневность.
Действительный смысл отдельных глав и эпизодов мы можем теперь восстановить только с помощью исторических источников и комментариев. Но самое главное в книге Свифта - жгучая ненависть к тунеядцам всех мастей и рангов, уважение и любовь к честным труженикам, руками которых в мире созданы все материальные блага.
Выдумка Свифта и его изобретательность поистине неистощимы. В каких только переделках не побывал его Гулливер! Но при всех обстоятельствах, комических или плачевных, он никогда не теряет рассудительности и хладнокровия - качеств, типичных для среднего англичанина XVIII века.
О заведомо неправдоподобных вещах Гулливер рассказывает таким невозмутимо-спокойным тоном очевидца, что создается иллюзия полной достоверности, которая подкрепляется к тому же точнейшим соблюдением пропорций и размеров, тщательными арифметическими подсчетами и обильными фактическими сведениями.
Например, в описании Лилипутии Свифт исходит из предпосылки, что рост лилипутов в двенадцать раз меньше роста Гулливера, а потому в этой стране меры поверхности уменьшаются соответственно в 144 раза, а объема - в 1728 раз. В стране великанов, где Гулливер сам становится лилипутом, мы находим обратные соотношения.
В стране лилипутов Гулливер встречает почти такие же обычаи и нравы, как у себя на родине. Лилипуты страдают манией величия, тщеславием и себялюбием, больше всего ценят богатство, чины и знаки отличия, считают своего крохотного короля самым могущественным монархом в мире, ссорятся, сплетничают, интригуют, ведут междоусобные войны.
Враждующие политические партии лилипутов - высококаблучники и низкокаблучники - разительно напоминают английских тори и вигов, а секты остроконечников и тупоконечников, не могущих прийти к окончательному решению, с какого конца следует разбивать яйца,- сатира на религиозные споры того времени.
Свифт отрицал настоящее со всем произволом и жестокостью во имя лучшего будущего, которое, по его мнению, преобразует и исправит мир. Хотя образ этого далекого будущего рисовался Свифту в туманных, неясных очертаниях, оно тем не менее не было похоже на уже сложившееся в его время буржуазное общество, пороки которого он обличал с такой же беспощадностью, как и пережитки средневекового прошлого.
В детских изданиях опускаются глубокие размышления автора о политике. Остается в основном приключенческая канва произведения. Это делает книгу Свифта доступной даже для дошкольников. Сказочная фантастика «Гулливера» имеет и определенную познавательную ценность, помогая ребенку почувствовать относительность своих привычных представлений о большом и малом.
Те же самые явления и предметы, которые кажутся ничтожными Гулливеру-великану, становятся грандиозными и приобретают совершенно иное значение, когда он смотрит на них глазами лилипута.
Действительный смысл отдельных глав и эпизодов мы можем теперь восстановить только с помощью исторических источников и комментариев. Но самое главное в книге Свифта - жгучая ненависть к тунеядцам всех мастей и рангов, уважение и любовь к честным труженикам, руками которых в мире созданы все материальные блага.
Выдумка Свифта и его изобретательность поистине неистощимы. В каких только переделках не побывал его Гулливер! Но при всех обстоятельствах, комических или плачевных, он никогда не теряет рассудительности и хладнокровия - качеств, типичных для среднего англичанина XVIII века.
О заведомо неправдоподобных вещах Гулливер рассказывает таким невозмутимо-спокойным тоном очевидца, что создается иллюзия полной достоверности, которая подкрепляется к тому же точнейшим соблюдением пропорций и размеров, тщательными арифметическими подсчетами и обильными фактическими сведениями.
Например, в описании Лилипутии Свифт исходит из предпосылки, что рост лилипутов в двенадцать раз меньше роста Гулливера, а потому в этой стране меры поверхности уменьшаются соответственно в 144 раза, а объема - в 1728 раз. В стране великанов, где Гулливер сам становится лилипутом, мы находим обратные соотношения.
В стране лилипутов Гулливер встречает почти такие же обычаи и нравы, как у себя на родине. Лилипуты страдают манией величия, тщеславием и себялюбием, больше всего ценят богатство, чины и знаки отличия, считают своего крохотного короля самым могущественным монархом в мире, ссорятся, сплетничают, интригуют, ведут междоусобные войны.
Враждующие политические партии лилипутов - высококаблучники и низкокаблучники - разительно напоминают английских тори и вигов, а секты остроконечников и тупоконечников, не могущих прийти к окончательному решению, с какого конца следует разбивать яйца,- сатира на религиозные споры того времени.
Свифт отрицал настоящее со всем произволом и жестокостью во имя лучшего будущего, которое, по его мнению, преобразует и исправит мир. Хотя образ этого далекого будущего рисовался Свифту в туманных, неясных очертаниях, оно тем не менее не было похоже на уже сложившееся в его время буржуазное общество, пороки которого он обличал с такой же беспощадностью, как и пережитки средневекового прошлого.
В детских изданиях опускаются глубокие размышления автора о политике. Остается в основном приключенческая канва произведения. Это делает книгу Свифта доступной даже для дошкольников. Сказочная фантастика «Гулливера» имеет и определенную познавательную ценность, помогая ребенку почувствовать относительность своих привычных представлений о большом и малом.
Те же самые явления и предметы, которые кажутся ничтожными Гулливеру-великану, становятся грандиозными и приобретают совершенно иное значение, когда он смотрит на них глазами лилипута.
|
Отзывы пользователей: Чему меня научил Джонатан Свифт своим произведением "Приключения Гулливера" - Свифт Джонатан
Добавить комментарий | ↑ в начало |