О творчестве и эволюции писателя Николая Бажана
Николай Платонович Бажан родился 9 октября 1904 г. в г. Каменце-Подольском в семье военного топографа. Учился в Уманской гимназии, со временем - В Киевском Кооперативном институте и Институте внешних сношений.
Печататься начал в киевской печати с 1923 г. Был близок к объединению украинских футуристов во главе с М. Семенком (Аспанфут). С 1927 г. - член ВАПЛИТЕ, которое возглавлял М. Волновой. Во время Второй мировой войны редактировал фронтовую газету «За советскую Украину», писал поэзии и публицистические статьи.
С 1943 г. Н. Бажан работал на руководящих должностях государственных органов: заместителем председателя Совета Министров УССР (1943-1948), главой республиканского Союза писателей (1953-1959), главой редакции Украинской Советской Энциклопедии (1958-1983). Умер Н. Бажан 23 ноября 1983 г.
В своем творчестве Н. Бажан прошел заметную эволюцию. Ранние 1920-поэзии х гг. («Рура-марш», «О ржи и крови», «Противогаз» и др.) обозначенные влиянием футуристов, как на формальном, так и на идейно-тематическом уровнях.
В конце 1920-х - 1930-х. В 1930-х гг. в произведениях Н. Бажана ощущается влияние идей М. Волнового: «романтика витаизму», теория «азиатского ренессанса», ориентация на европейскую культуру.
Ярким примером этого служат поэмы «Разговор сердец», «Гофманова ночь», «Слепцы», «Гето в Умани». В триптихе здания», что состоит из поэзий «Собор», Ворота», «Дом», поэт противопоставляет застывшей и устаревшей красоте готического собора и барочных ворота индустриальный пафос нового строительства.
Осуждение «раздвоенности» интеллигенции как отрицательного явления, которое следует преодолеть, становится ведущей темой поэм «Гофманова ночь» и поэзии «Смерть Гамлета».
С 1930 гг. Н. Бажан становится «официальным» поэтом (поэмы «Бессмертие» (1935-1937), «Родители и сыны» (1939) и т.п..). Во время войны поэт пишет патриотичные произведения( поэзия «Клятва» (1941), «Данил Галичский» (1942), цикл «Сталинградская тетрадь» (1943). Антисталинскими мотивами обозначена поэма «Полет сквозь бурю» (1964).
В творчестве Y. Бажана 1970-х гг. (сборника «Мицкевич в Одессе», 1957; «Уманские воспоминания», 1972; «Ночные раздумья старика мастера», 1976; «Зарубки», 1978) превалируют философские раздумья поэта над собственной жизнью, сущностью искусства и т.п..
Важную часть поэтического наследства поэта представляют переводы на украинский язык произведений А. Навой, Д. Гурамишвили, А. Пушкина, В. Маяковского, И. В. Гете, Р-М. Рильке, А. Мицкевича, Ю. Словацкого и др. Его перевод поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» небезосновательно считается наилучшим славянским языком.
Печататься начал в киевской печати с 1923 г. Был близок к объединению украинских футуристов во главе с М. Семенком (Аспанфут). С 1927 г. - член ВАПЛИТЕ, которое возглавлял М. Волновой. Во время Второй мировой войны редактировал фронтовую газету «За советскую Украину», писал поэзии и публицистические статьи.
С 1943 г. Н. Бажан работал на руководящих должностях государственных органов: заместителем председателя Совета Министров УССР (1943-1948), главой республиканского Союза писателей (1953-1959), главой редакции Украинской Советской Энциклопедии (1958-1983). Умер Н. Бажан 23 ноября 1983 г.
В своем творчестве Н. Бажан прошел заметную эволюцию. Ранние 1920-поэзии х гг. («Рура-марш», «О ржи и крови», «Противогаз» и др.) обозначенные влиянием футуристов, как на формальном, так и на идейно-тематическом уровнях.
В конце 1920-х - 1930-х. В 1930-х гг. в произведениях Н. Бажана ощущается влияние идей М. Волнового: «романтика витаизму», теория «азиатского ренессанса», ориентация на европейскую культуру.
Ярким примером этого служат поэмы «Разговор сердец», «Гофманова ночь», «Слепцы», «Гето в Умани». В триптихе здания», что состоит из поэзий «Собор», Ворота», «Дом», поэт противопоставляет застывшей и устаревшей красоте готического собора и барочных ворота индустриальный пафос нового строительства.
Осуждение «раздвоенности» интеллигенции как отрицательного явления, которое следует преодолеть, становится ведущей темой поэм «Гофманова ночь» и поэзии «Смерть Гамлета».
С 1930 гг. Н. Бажан становится «официальным» поэтом (поэмы «Бессмертие» (1935-1937), «Родители и сыны» (1939) и т.п..). Во время войны поэт пишет патриотичные произведения( поэзия «Клятва» (1941), «Данил Галичский» (1942), цикл «Сталинградская тетрадь» (1943). Антисталинскими мотивами обозначена поэма «Полет сквозь бурю» (1964).
В творчестве Y. Бажана 1970-х гг. (сборника «Мицкевич в Одессе», 1957; «Уманские воспоминания», 1972; «Ночные раздумья старика мастера», 1976; «Зарубки», 1978) превалируют философские раздумья поэта над собственной жизнью, сущностью искусства и т.п..
Важную часть поэтического наследства поэта представляют переводы на украинский язык произведений А. Навой, Д. Гурамишвили, А. Пушкина, В. Маяковского, И. В. Гете, Р-М. Рильке, А. Мицкевича, Ю. Словацкого и др. Его перевод поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» небезосновательно считается наилучшим славянским языком.
|
Отзывы пользователей: О творчестве и эволюции писателя Николая Бажана - Бажан Микола
Добавить комментарий | ↑ в начало |