Сад поэтического творчества Максима Рыльского
М. Рыльский родился в Киеве в благородной семье этнографа, ученого. Учился в частной гимназии, в 1915 г. стал студентом Киевского университета, но вынужден был прекратить обучение, когда началась гражданская война.
Учительствовал в селах Житомирской области, занимался самообразованием. Вошел в литературную группировку неоклассиков. В 30-х гг. испытал преследования, был вынужден изменить направление творчества и прославлять существующий режим.
Был избран академиком АН СССР, возглавлял Союз писателей , был директором Института искусствоведения, фольклора и этнографии. Возрождение творчества Рыльского пропало на период так называемой «оттепели».
Поэт, переводчик. Автор многих сборников стихотворений: «На белых островах» (1910), «Под осенними звездами» (1918), «Синяя даль» (1922), «Знак весов» (1932), «Розы и виноград» (1957), «Голосеевская осень» (1959) и других.
Была у него улыбка ребенка
Голубизны украинской тепло.
Любовью сердце рождено было,
Как песня - честное, как пчела - упорное.
Д. Павлычко
По моему мнению, пейзаж - это не только портрет природы, но и автопортрет его творца: душа художника отбивается в красках, линиях или словах. Если я хотел бы изобразить пейзаж души Максима Рыльского, то, наверное, нарисовал бы сад.
Щедрый печальный сад ранней осени, испещренный солнечной позолотой, с прозрачной листвой, сквозь которую просвечивают чернобокие сладкие яблоки. Когда читаешь стихотворения писателя, будто вдыхаешь золотой воздух, напоенный солнцем, - и становится так хорошо, что слова - лишние:
Запахла осень дряблым табаком,
И яблоками, и тонким туманом,
И свежие астры над песком румяным
звезды за открытым окном.
Особенность поэзии Рыльского - тихая любовь к природе и человеку, всему живому и красивому; унылый покой и философское самопогружение, тонкое ощущение вечности - в мгновенности, глубокий взгляд в ясную даль мира:
Сладкий мир! Пространство лазурно-белое
И солнце - золотые небесные цветы.
Благословляет дух ширококрылый
Сладкий мир
М. Рыльский - поэт-ученый, поэт-эрудит. В царстве мудрости и красоты он исповедовал идеал высокообразованного художника.
В тебе, искусство, в тебе одном
Есть защита: в красоте неведомых слов,
В музыке, которая красу, всем знакомую,
Вселяет в небесный перелив...
Искусство для поэта — это отдельный мир, даже больше, чем мир внешний:
В тебе, искусство, - в малой картине,
Которая большая, чем весь безграничный мир!
Тебе, искусство, и твоей стране
Я шлю поклон и дружеский свой привет.
Мне показалось, что это произведение похоже на объяснение в любви культуре, классическому искусству человека, который был «влюбленная в красу слов». Недаром в 20-те годы XX столетия Максим Рыльский вошел в объединение украинских писателей, которые назвали себя неоклассиками - новыми классиками - и старались наилучшие достояния мировой культуры перенести в украинскую культуру, привить побеги классического наследства.
Неоклассик Николай Зеров так охарактеризовал творчество Рыльского: «Это довольно утонченный и сложный поэт... И живет он вместе со своим временем, напряженно и внимательно в окрестную жизнь вглядывается, умеет замечать последнее выражение его лица. Умеет познавать в его глубине вечно человеческое, близкое всем временам и народам...»
К сожалению, жизнь поэта не была безоблачной. В 1931 году Максима Тадеевича забрали в тюрьму, обвинив в причастности к контрреволюционной организации, которую сами же палачи и придумали, чтобы истребить «несогласных» с политикой партии. Через полгода моральных и физических страданий он был уволен «из-за отсутствия преступления». Однако муза Рыльского стала полонянкой.
Еще раз его талант расцвел в период так называемой «хрущевской оттепели», получив название «поэзия третьего цветения». Сам поэт еще в 1925 году будто предусмотрел свою жизнь, в юмористическом стихе он написал:
Я из белых островов появился,
Поплыл в синюю даль,
В счету весен ошибся,
Сквозь бурю и снег иду, как тень.
Но ни «буря», ни «снег» не помешали Максиму Тадеевичу Рыльскому стать поэтом живой вечности, подвижного покоя, светлой печали. Он, как никто, умел отыскать гармонию между противоположными началами, органически их соединить.
Учительствовал в селах Житомирской области, занимался самообразованием. Вошел в литературную группировку неоклассиков. В 30-х гг. испытал преследования, был вынужден изменить направление творчества и прославлять существующий режим.
Был избран академиком АН СССР, возглавлял Союз писателей , был директором Института искусствоведения, фольклора и этнографии. Возрождение творчества Рыльского пропало на период так называемой «оттепели».
Поэт, переводчик. Автор многих сборников стихотворений: «На белых островах» (1910), «Под осенними звездами» (1918), «Синяя даль» (1922), «Знак весов» (1932), «Розы и виноград» (1957), «Голосеевская осень» (1959) и других.
Была у него улыбка ребенка
Голубизны украинской тепло.
Любовью сердце рождено было,
Как песня - честное, как пчела - упорное.
Д. Павлычко
По моему мнению, пейзаж - это не только портрет природы, но и автопортрет его творца: душа художника отбивается в красках, линиях или словах. Если я хотел бы изобразить пейзаж души Максима Рыльского, то, наверное, нарисовал бы сад.
Щедрый печальный сад ранней осени, испещренный солнечной позолотой, с прозрачной листвой, сквозь которую просвечивают чернобокие сладкие яблоки. Когда читаешь стихотворения писателя, будто вдыхаешь золотой воздух, напоенный солнцем, - и становится так хорошо, что слова - лишние:
Запахла осень дряблым табаком,
И яблоками, и тонким туманом,
И свежие астры над песком румяным
звезды за открытым окном.
Особенность поэзии Рыльского - тихая любовь к природе и человеку, всему живому и красивому; унылый покой и философское самопогружение, тонкое ощущение вечности - в мгновенности, глубокий взгляд в ясную даль мира:
Сладкий мир! Пространство лазурно-белое
И солнце - золотые небесные цветы.
Благословляет дух ширококрылый
Сладкий мир
М. Рыльский - поэт-ученый, поэт-эрудит. В царстве мудрости и красоты он исповедовал идеал высокообразованного художника.
В тебе, искусство, в тебе одном
Есть защита: в красоте неведомых слов,
В музыке, которая красу, всем знакомую,
Вселяет в небесный перелив...
Искусство для поэта — это отдельный мир, даже больше, чем мир внешний:
В тебе, искусство, - в малой картине,
Которая большая, чем весь безграничный мир!
Тебе, искусство, и твоей стране
Я шлю поклон и дружеский свой привет.
Мне показалось, что это произведение похоже на объяснение в любви культуре, классическому искусству человека, который был «влюбленная в красу слов». Недаром в 20-те годы XX столетия Максим Рыльский вошел в объединение украинских писателей, которые назвали себя неоклассиками - новыми классиками - и старались наилучшие достояния мировой культуры перенести в украинскую культуру, привить побеги классического наследства.
Неоклассик Николай Зеров так охарактеризовал творчество Рыльского: «Это довольно утонченный и сложный поэт... И живет он вместе со своим временем, напряженно и внимательно в окрестную жизнь вглядывается, умеет замечать последнее выражение его лица. Умеет познавать в его глубине вечно человеческое, близкое всем временам и народам...»
К сожалению, жизнь поэта не была безоблачной. В 1931 году Максима Тадеевича забрали в тюрьму, обвинив в причастности к контрреволюционной организации, которую сами же палачи и придумали, чтобы истребить «несогласных» с политикой партии. Через полгода моральных и физических страданий он был уволен «из-за отсутствия преступления». Однако муза Рыльского стала полонянкой.
Еще раз его талант расцвел в период так называемой «хрущевской оттепели», получив название «поэзия третьего цветения». Сам поэт еще в 1925 году будто предусмотрел свою жизнь, в юмористическом стихе он написал:
Я из белых островов появился,
Поплыл в синюю даль,
В счету весен ошибся,
Сквозь бурю и снег иду, как тень.
Но ни «буря», ни «снег» не помешали Максиму Тадеевичу Рыльскому стать поэтом живой вечности, подвижного покоя, светлой печали. Он, как никто, умел отыскать гармонию между противоположными началами, органически их соединить.
|
Отзывы пользователей: Сад поэтического творчества Максима Рыльского - Рильський Максим
Добавить комментарий | ↑ в начало |