Раскрытие моральных ценностей в новеллах Григория Косынки
Каждый человек имеет свое представление об окружающем мире, меряет его своей меркой. Иногда эта мерка не равняется к мерке всего человечества, иногда превышает ее. Но хочется найти ту единую середину, согласно которой было бы все видно объективно, без украшений и сгущения красок.
Это старается сделать в своих новеллах Григорий Косынка, раскрывая в произведениях противоречия эпохи, противоречие революции и событий, которые происходили после нее. Я думаю, это ему удалось. Идет революция 1917 года, которая сметает со своего пути все старое, ненужное, ломает старые понятия.
Но что дальше? Красивая жизнь для бедняков и смерть для богатеев? Так, всем понятно, что бедное крестьянство жило в страшной бедности, что оно ничего не видело, кроме работы. Поэтому крестьяне становятся к оружию, чтобы забрать у богатеев нажитое добро. Бедное крестьянство идет «на золотых богов».
Идет с вилами и топорами, а враг налегает «стеной-муром». Запомнили крестьяне последний призыв предводителя Чубатенко: «За погоревшие наши дома, за кровь братьев и волю народа - вперед!» Начался смертельный бой, из которого уже не возвратился ни Чубатенко, ни Сенька-пулеметчик. Что же и кто же остались?
Только бедная мать Сеньки-пулеметчика с тремя маленькими детьми, без жилья - так как сгорело, без хлеба, без надежд. Кто ей теперь поможет? Светлой ли тогда надо считать мечту, которая несет она с собой столько горя, столько изуродованных судеб?..
Но люди продолжают верить в лучшее, в то, что им когда-то посчастливится в жизни. Об этом думает Мусий Швея - предводитель коммуны, которого за принципиальность и классовую непримиримость прозвали Политикой. Он не пожалел при раскулачивании даже собственного тестя - отобрал шесть десятин и отдал людям: «Наша политика теперь - не смеяться над бедными, так как сам бедным останешься…» Его политика - жить для людей, а не сдирать с них кожу.
Возможно, это и есть общечеловеческие и моральные ценности, ведь именно о них сказано еще в Библии. За них, за людей, за ценности, Мусий Швея и пострадал. Он заступился за свои убеждения, идеалы - и был убит, причем в доме собственного тестя, богатея. Вот настоящее лицо тех, кто всю жизнь пользовался тяжелой работой такой бедности, как Мусий Швея.
Немного с другой стороны изображен в новелле «Помолвка» главный герой Петра Рудик. Он тоже богатый, но чтобы им стать, он всю жизнь работал. А когда полнялся на ноги, поставил хозяйство, свершилась революция. Было разрешено забирать все имущество богатеев, причем не озираясь на то, кто эти крестьяне: или те, что сосали кровь из трудолюбивого крестьянина; или те, кто тяжело работал.
Так, Петр Рудик приходит в негодование, но как ему не приходить в негодование, когда у него отбирают его хозяйство. Если обратиться к истории, то можно увидеть, сколько невиновных жертв было, сколько честных людей лишились своего имущества! Революция показана противоречивым, сложным и ужасным явлением. Тем не менее, в этой новелле Г. Косынка совсем не восхваляет Петра Рудика.
Он только хочет показать его психологию, изобразить, как тяжело ему было расставаться со своим имуществом. Поэтому и хочет этот человек выдать замуж дочурку за бедного мальчика - бедных раскулачивать не будут! Для этого приглашает на помолвку его мать - Мелашку. Но эта необразованная женщина, вечная наймичка, отказывается перепрятывать добро Рудика. Писатель будто любуется Мелашкой, ведь всю свою жизнь она отдала тяжелой работе, а сам Григорий Косынка знает, что это такое.
Вечных нищих рисует автор и в своем произведении «Гармония». Крестьяне не знают, к кому пристать, кому верить. Но в конце произведения Василий Гандзюк прозревает. Он понимает, что человек должен сам строить свою жизнь, а значит надо освобождаться из-под ярма таких поганцев, как Смолярчук, которые за копну проса готовы убить человека на месте.
Надо освободиться от таких, как Мичугин, что со зверским удовлетворением совершает расправу над людьми, от «волков» Шкуры, которые убивают и издеваются над девушками. Василий выбрал свой путь, он идет «в войско. К большевикам»…
На селе идет борьба добра и зла, бедных и богатых, честных людей и жмотов. Человек сам решает, на чьей стороне ему быть. Скорее, он повернется лицом к революции, ведь только она является своеобразным спасением от бедности, только она уравновешивает ее моральные ценности с общечеловеческими.
Поэтому, я думаю, так любовно и обрисовывает Григорий Косынка простых крестьян, искренних, верных, честных, даже готовых отдать свою жизнь за общечеловеческие ценности…
Это старается сделать в своих новеллах Григорий Косынка, раскрывая в произведениях противоречия эпохи, противоречие революции и событий, которые происходили после нее. Я думаю, это ему удалось. Идет революция 1917 года, которая сметает со своего пути все старое, ненужное, ломает старые понятия.
Но что дальше? Красивая жизнь для бедняков и смерть для богатеев? Так, всем понятно, что бедное крестьянство жило в страшной бедности, что оно ничего не видело, кроме работы. Поэтому крестьяне становятся к оружию, чтобы забрать у богатеев нажитое добро. Бедное крестьянство идет «на золотых богов».
Идет с вилами и топорами, а враг налегает «стеной-муром». Запомнили крестьяне последний призыв предводителя Чубатенко: «За погоревшие наши дома, за кровь братьев и волю народа - вперед!» Начался смертельный бой, из которого уже не возвратился ни Чубатенко, ни Сенька-пулеметчик. Что же и кто же остались?
Только бедная мать Сеньки-пулеметчика с тремя маленькими детьми, без жилья - так как сгорело, без хлеба, без надежд. Кто ей теперь поможет? Светлой ли тогда надо считать мечту, которая несет она с собой столько горя, столько изуродованных судеб?..
Но люди продолжают верить в лучшее, в то, что им когда-то посчастливится в жизни. Об этом думает Мусий Швея - предводитель коммуны, которого за принципиальность и классовую непримиримость прозвали Политикой. Он не пожалел при раскулачивании даже собственного тестя - отобрал шесть десятин и отдал людям: «Наша политика теперь - не смеяться над бедными, так как сам бедным останешься…» Его политика - жить для людей, а не сдирать с них кожу.
Возможно, это и есть общечеловеческие и моральные ценности, ведь именно о них сказано еще в Библии. За них, за людей, за ценности, Мусий Швея и пострадал. Он заступился за свои убеждения, идеалы - и был убит, причем в доме собственного тестя, богатея. Вот настоящее лицо тех, кто всю жизнь пользовался тяжелой работой такой бедности, как Мусий Швея.
Немного с другой стороны изображен в новелле «Помолвка» главный герой Петра Рудик. Он тоже богатый, но чтобы им стать, он всю жизнь работал. А когда полнялся на ноги, поставил хозяйство, свершилась революция. Было разрешено забирать все имущество богатеев, причем не озираясь на то, кто эти крестьяне: или те, что сосали кровь из трудолюбивого крестьянина; или те, кто тяжело работал.
Так, Петр Рудик приходит в негодование, но как ему не приходить в негодование, когда у него отбирают его хозяйство. Если обратиться к истории, то можно увидеть, сколько невиновных жертв было, сколько честных людей лишились своего имущества! Революция показана противоречивым, сложным и ужасным явлением. Тем не менее, в этой новелле Г. Косынка совсем не восхваляет Петра Рудика.
Он только хочет показать его психологию, изобразить, как тяжело ему было расставаться со своим имуществом. Поэтому и хочет этот человек выдать замуж дочурку за бедного мальчика - бедных раскулачивать не будут! Для этого приглашает на помолвку его мать - Мелашку. Но эта необразованная женщина, вечная наймичка, отказывается перепрятывать добро Рудика. Писатель будто любуется Мелашкой, ведь всю свою жизнь она отдала тяжелой работе, а сам Григорий Косынка знает, что это такое.
Вечных нищих рисует автор и в своем произведении «Гармония». Крестьяне не знают, к кому пристать, кому верить. Но в конце произведения Василий Гандзюк прозревает. Он понимает, что человек должен сам строить свою жизнь, а значит надо освобождаться из-под ярма таких поганцев, как Смолярчук, которые за копну проса готовы убить человека на месте.
Надо освободиться от таких, как Мичугин, что со зверским удовлетворением совершает расправу над людьми, от «волков» Шкуры, которые убивают и издеваются над девушками. Василий выбрал свой путь, он идет «в войско. К большевикам»…
На селе идет борьба добра и зла, бедных и богатых, честных людей и жмотов. Человек сам решает, на чьей стороне ему быть. Скорее, он повернется лицом к революции, ведь только она является своеобразным спасением от бедности, только она уравновешивает ее моральные ценности с общечеловеческими.
Поэтому, я думаю, так любовно и обрисовывает Григорий Косынка простых крестьян, искренних, верных, честных, даже готовых отдать свою жизнь за общечеловеческие ценности…
|
Отзывы пользователей: Раскрытие моральных ценностей в новеллах Григория Косынки - Косинка Григорій
Добавить комментарий | ↑ в начало |