Я земли принадлежу весь до дна (по творчеству И. Драча)
Шестидесятые года были странной эпохой. Общество освобождалось от жестких, а временами и жестоких регламентов сталинских времен, надлежащее место занимала вера и доверие между людьми, демократизировались отношения между должностными лицами и подчиненными.
Когда же взвесить, что все эти общественно-политические сдвиги счастливо совпадали с невиданным к этому рывком научной мысли, которая вывела на орбиту до сих пор нетронутый космос Юрия Гагарина, заглянула в ядро еще недавно не расщепленного атома, больше того - расшифровала даже генетический код, да воистину шестидесятые года.
Именно такие периоды выписывают людей решительных, с особенно развитым ощущением свежего, новаторского слога. И именно такой Иван Драч. Кредо его как поэта, как человека к тому времени можно записать четырьмя такими строками:
Я же прихожу: мне к рукам следует знать каждый недостаток,
Но лучше скоро умру, чем из ракеты в авто пересяду!
Сказано: оригинальный поэт не тот, кого подражают, а тот, кого нельзя подражать.
Иван Драч отвечает этой парадоксальной формуле.
Настоящая стоимость поэта определяется не только тем, что он создает сегодня, а и живучестью его прошлых достояний. Поэма И. Драча «Чем в солнце» сегодня звучит, может, даже актуальнее, чем в 60-х, когда она совершалась.
«Солнце - это воплощение человеческих стремлений к правде, к красоте, к смелости, к справедливости, к нежности и т.п.. Как возникло Солнце? Солнце возникло в фокусе человеческих взглядов, обращенных в небо, также как человек привыкший смотреть в небо, если он не животное».
Солнце в контексте поэмы Драча - это не только небесное светило, источник энергии и жизнь. Это, скорее морально-этическая категория, символ чистых начал, которые есть в каждом человеке.
У каждого, твердит Драч, должно быть свое солнце, своя заветная вершина, идя к которой мы очищаемся от случайного, от вечной «суеты сует», становимся высшими и красивее…
И не современно звучит в другом направлении поэмы. За последние десятилетия, которые прошли от времени ее публикации, человечество стало на пороге страшной катастрофы. И те ужасы, которые во времена появления «Ножа в солнце» трактовались как апокалипсические гиперболы поэта, стали реальностью. И страшной реальностью есть «Чернобыльская мадонна» - вопль отчаяния, предостережение человечеству…
Несомненно, тревожного звона, чем в этих поэмах И. Драча, которые призывают к внимательности, не прозвучало ни в одной литературе. Поэт писал:
Я земле принадлежу. Весь. До дна.
А к солнцу золотая струна уткнется ветром, уткнется от земли
Я плыву к солнцу на крыле.
Душу носят по мирам ветры.
Солнце мчится крылато к верху.
Я же земле принадлежу. К костям.
К будущим буйным лепесткам.
И эти восемь строк лучше всего показывают нам, читателям, отношение поэта к своему творчеству, которое идет от земли, как сила старинных героев.
Когда же взвесить, что все эти общественно-политические сдвиги счастливо совпадали с невиданным к этому рывком научной мысли, которая вывела на орбиту до сих пор нетронутый космос Юрия Гагарина, заглянула в ядро еще недавно не расщепленного атома, больше того - расшифровала даже генетический код, да воистину шестидесятые года.
Именно такие периоды выписывают людей решительных, с особенно развитым ощущением свежего, новаторского слога. И именно такой Иван Драч. Кредо его как поэта, как человека к тому времени можно записать четырьмя такими строками:
Я же прихожу: мне к рукам следует знать каждый недостаток,
Но лучше скоро умру, чем из ракеты в авто пересяду!
Сказано: оригинальный поэт не тот, кого подражают, а тот, кого нельзя подражать.
Иван Драч отвечает этой парадоксальной формуле.
Настоящая стоимость поэта определяется не только тем, что он создает сегодня, а и живучестью его прошлых достояний. Поэма И. Драча «Чем в солнце» сегодня звучит, может, даже актуальнее, чем в 60-х, когда она совершалась.
«Солнце - это воплощение человеческих стремлений к правде, к красоте, к смелости, к справедливости, к нежности и т.п.. Как возникло Солнце? Солнце возникло в фокусе человеческих взглядов, обращенных в небо, также как человек привыкший смотреть в небо, если он не животное».
Солнце в контексте поэмы Драча - это не только небесное светило, источник энергии и жизнь. Это, скорее морально-этическая категория, символ чистых начал, которые есть в каждом человеке.
У каждого, твердит Драч, должно быть свое солнце, своя заветная вершина, идя к которой мы очищаемся от случайного, от вечной «суеты сует», становимся высшими и красивее…
И не современно звучит в другом направлении поэмы. За последние десятилетия, которые прошли от времени ее публикации, человечество стало на пороге страшной катастрофы. И те ужасы, которые во времена появления «Ножа в солнце» трактовались как апокалипсические гиперболы поэта, стали реальностью. И страшной реальностью есть «Чернобыльская мадонна» - вопль отчаяния, предостережение человечеству…
Несомненно, тревожного звона, чем в этих поэмах И. Драча, которые призывают к внимательности, не прозвучало ни в одной литературе. Поэт писал:
Я земле принадлежу. Весь. До дна.
А к солнцу золотая струна уткнется ветром, уткнется от земли
Я плыву к солнцу на крыле.
Душу носят по мирам ветры.
Солнце мчится крылато к верху.
Я же земле принадлежу. К костям.
К будущим буйным лепесткам.
И эти восемь строк лучше всего показывают нам, читателям, отношение поэта к своему творчеству, которое идет от земли, как сила старинных героев.
|
Отзывы пользователей: Я земли принадлежу весь до дна (по творчеству И. Драча) - Драч Іван
Добавить комментарий | ↑ в начало |