История создания повести "Кайдашева семья"
Как вам уже известно, повесть «Кайдашева семья» в 1879 году была опубликована в львовском журнале «Правда».
Вторично автор издал повесть в 1887 году в Киеве, немного изменив начало и сделав развязку счастливой: груша засохла, братья помирились и, в конце концов, в семье воцарилось согласие.
Но каждый читатель сознавал искусственность такого примирения, ведь по характерам члены одиозной семьи были отнюдь не пригодными для бесконфликтного сосуществования. Причиной изменений в произведении стало то, что художник не старался показать украинцев мелочными, сварливыми, за что его справедливо упрекали отдельные современники.
Внимательный читатель понимал, что семья Кайдашей - не типичная модель крестьянской семьи и она вызывает закономерное осуждение односельчан. Тем не менее, в таких явлениях, как мизерность человеческой души, консерватизм и отсталость крестьянства, писатель видел угрозу для украинской нации морального и духовного убожества.
Автор поднял эту проблему в социально-бытовой повести «Кайдашева семья», стремясь направить на читателей морализаторское излияние. Написана повесть в русле поэтики реализма. Эти приметы реализма нашли свое воплощение в произведениях Нечуя-Левицкого.
Современный литературовед Ростислав Мищук подчеркивал: «Писатель в своих повестях 70-80-х годов детально показал мизерность личности, доминирование Кайдашей, старосветских батюшек и матушек преимущественно эгоистических характеров, отсутствие глубоких жизненных инициатив, которые бы давали широкое пространство мыслям и чувствам. Это поглощение человека бытом воспринято было Нечуем-Левицким как большая угроза человеческой индивидуальности».
В «Кайдашевой семье» писатель заговорил не только об упадке изначально высокой роли отца в украинском обществе, не только показал зло, которое поселилось в человеческом сердце и дало страшные плоды, он обратился к изображению контрастных пар литературных героев, чтобы сделать более выразительными типичные образы украинских крестьян, и вопреки сатиричности художественного текста, показал, по словам литературоведа Владимира Панченко, «людей, которые не смеются», ведь искреннего смеха, казацкого, ментального, в повести практически нет: «Произведение «населено» очень серьезными, даже пасмурными людьми.
Лишь иногда пробует шутить Лаврин, а Мотря и Кайдашиха если и смеются, то разве что со злостью. Им не до смеха, поскольку они - участники большой семейно-бытовой войны, которой не видно конца». Конечно, Нечуй-Левицкий вместе с художественными персонажами смеется сквозь слезы, ведь показывает разрушение традиционных основ жизни украинского крестьянства, моральный упадок и духовную деградацию порабощенного народа. В произведении четко очерчено место событий.
Семигоры - не плод творческого воображения, а хорошо знакомый писателю населенный пункт, ведь в детстве Ивась часто гостил у родственников из этого села, знал многих местных теток и дядек, не раз встречался с членами семьи Мазуров, которые проживали на Соленом возле церкви и прославились неспокойным характером, постоянными передрягами в семье.
Семья Мазуров, которых по-уличному звали Кайдашами, и стала прототипом семьи литературных персонажей в сатирично-бытовой повести.
Позаимствовал из реальной жизни писатель и злосчастный холм, на котором часто ломались телеги. Даже фамилию сватов Мазуров - зажиточных Довбышей - сохранил, а их языкастую дочь тоже перенес в повесть, изобразив Мотрю, да еще и для усиления капризного характера наделил ее «сердцем с перцем».
Повесть «Кайдашева семья» не только социально-бытовая, а и сатирическая. Как заметил литературовед Нина Крутикова, «комические действия Кайдашей, изображенные Нечуем-Левицким с теплой, сочувственной улыбкой, будто «изнутри», с самой хорошо знакомой и близкой крестьянской среды…
Главное же для писателя не «смех ради смеха», а верность жизненной правде. Из серии смешных событий вырастает реальная и трагическая по своей сути картина жизни крестьянства, которое попало из крепостнического ярма в безысходность новых пореформенных отношений».
Художник оказался незаурядным знатоком отношений в патриархальной крестьянской семье, тонко заметил последствия барщины в характерах Омельки Кайдаша и его жены Маруси, сделав их под старость ущербными людьми: кабак для главы семейства в силу его все большей водочной зависимости стал единственным местом, где он чувствовал себя комфортно, а попытки его жены «стать госпожой» пусть в собственной семье и превратить невесток в бесправных наймичек привели к позору на все село.
Яркая цитата подтверждает жестокость Кайдашихи и ее стремление к власти: «Она стояла над душой у Мотри, будто есаул на барщине, а сама не бралась и за холодную воду». Еще в молодости переняла Маруся от господ лицемерие и льстивость, показную манерность и чванливость.
Называя сначала Мотрю «медовыми словами» - сердечком, золотцем, дитятею, свекровь быстро снимает обманную маску, зло ругается, «пламенем дышит», обзывает невестку кобылой, занозой и т.п. Мотря искалечила старую мать. Со временем морально деградировали когда-то поэтические натуры Лаврина и Мелашки, что послужило причиной ущербного воспитания внуков.
Вторично автор издал повесть в 1887 году в Киеве, немного изменив начало и сделав развязку счастливой: груша засохла, братья помирились и, в конце концов, в семье воцарилось согласие.
Но каждый читатель сознавал искусственность такого примирения, ведь по характерам члены одиозной семьи были отнюдь не пригодными для бесконфликтного сосуществования. Причиной изменений в произведении стало то, что художник не старался показать украинцев мелочными, сварливыми, за что его справедливо упрекали отдельные современники.
Внимательный читатель понимал, что семья Кайдашей - не типичная модель крестьянской семьи и она вызывает закономерное осуждение односельчан. Тем не менее, в таких явлениях, как мизерность человеческой души, консерватизм и отсталость крестьянства, писатель видел угрозу для украинской нации морального и духовного убожества.
Автор поднял эту проблему в социально-бытовой повести «Кайдашева семья», стремясь направить на читателей морализаторское излияние. Написана повесть в русле поэтики реализма. Эти приметы реализма нашли свое воплощение в произведениях Нечуя-Левицкого.
Современный литературовед Ростислав Мищук подчеркивал: «Писатель в своих повестях 70-80-х годов детально показал мизерность личности, доминирование Кайдашей, старосветских батюшек и матушек преимущественно эгоистических характеров, отсутствие глубоких жизненных инициатив, которые бы давали широкое пространство мыслям и чувствам. Это поглощение человека бытом воспринято было Нечуем-Левицким как большая угроза человеческой индивидуальности».
В «Кайдашевой семье» писатель заговорил не только об упадке изначально высокой роли отца в украинском обществе, не только показал зло, которое поселилось в человеческом сердце и дало страшные плоды, он обратился к изображению контрастных пар литературных героев, чтобы сделать более выразительными типичные образы украинских крестьян, и вопреки сатиричности художественного текста, показал, по словам литературоведа Владимира Панченко, «людей, которые не смеются», ведь искреннего смеха, казацкого, ментального, в повести практически нет: «Произведение «населено» очень серьезными, даже пасмурными людьми.
Лишь иногда пробует шутить Лаврин, а Мотря и Кайдашиха если и смеются, то разве что со злостью. Им не до смеха, поскольку они - участники большой семейно-бытовой войны, которой не видно конца». Конечно, Нечуй-Левицкий вместе с художественными персонажами смеется сквозь слезы, ведь показывает разрушение традиционных основ жизни украинского крестьянства, моральный упадок и духовную деградацию порабощенного народа. В произведении четко очерчено место событий.
Семигоры - не плод творческого воображения, а хорошо знакомый писателю населенный пункт, ведь в детстве Ивась часто гостил у родственников из этого села, знал многих местных теток и дядек, не раз встречался с членами семьи Мазуров, которые проживали на Соленом возле церкви и прославились неспокойным характером, постоянными передрягами в семье.
Семья Мазуров, которых по-уличному звали Кайдашами, и стала прототипом семьи литературных персонажей в сатирично-бытовой повести.
Позаимствовал из реальной жизни писатель и злосчастный холм, на котором часто ломались телеги. Даже фамилию сватов Мазуров - зажиточных Довбышей - сохранил, а их языкастую дочь тоже перенес в повесть, изобразив Мотрю, да еще и для усиления капризного характера наделил ее «сердцем с перцем».
Повесть «Кайдашева семья» не только социально-бытовая, а и сатирическая. Как заметил литературовед Нина Крутикова, «комические действия Кайдашей, изображенные Нечуем-Левицким с теплой, сочувственной улыбкой, будто «изнутри», с самой хорошо знакомой и близкой крестьянской среды…
Главное же для писателя не «смех ради смеха», а верность жизненной правде. Из серии смешных событий вырастает реальная и трагическая по своей сути картина жизни крестьянства, которое попало из крепостнического ярма в безысходность новых пореформенных отношений».
Художник оказался незаурядным знатоком отношений в патриархальной крестьянской семье, тонко заметил последствия барщины в характерах Омельки Кайдаша и его жены Маруси, сделав их под старость ущербными людьми: кабак для главы семейства в силу его все большей водочной зависимости стал единственным местом, где он чувствовал себя комфортно, а попытки его жены «стать госпожой» пусть в собственной семье и превратить невесток в бесправных наймичек привели к позору на все село.
Яркая цитата подтверждает жестокость Кайдашихи и ее стремление к власти: «Она стояла над душой у Мотри, будто есаул на барщине, а сама не бралась и за холодную воду». Еще в молодости переняла Маруся от господ лицемерие и льстивость, показную манерность и чванливость.
Называя сначала Мотрю «медовыми словами» - сердечком, золотцем, дитятею, свекровь быстро снимает обманную маску, зло ругается, «пламенем дышит», обзывает невестку кобылой, занозой и т.п. Мотря искалечила старую мать. Со временем морально деградировали когда-то поэтические натуры Лаврина и Мелашки, что послужило причиной ущербного воспитания внуков.
|
Отзывы пользователей: История создания повести "Кайдашева семья" - Нечуй-Левицький Іван
Добавить комментарий | ↑ в начало |