Искренний рассказ о собственном детстве (по повести "Голубой ребенок")
Когда я увидел название повести Анатолия Димарова «Голубой ребенок», то немного пришел в изумление. Действительно, разве может ребенок быть голубого цвета? «Наверное, фантастика», - подумалось мне.
Но на самом деле оказалось, что это произведение - честный, откровенный, искренний, веселый рассказ взрослого человека о своем детстве. Когда сын писателя приходит домой с двойкой или замечаниями учителя в дневнике, то бабушка и мать, попрекая его, с воспитательной целью» рассказывают, каким послушным и умным рос отец мальчика.
Голубой ребенок - это ангел, идеальный ребенок, вероятно, который реально и не существует: «Голубой ребенок, вызванный прямо с неба бабушкой и мамой, порхает над моей головой, вымахивая снежно-белыми крылышками, сияет розовыми щечками и укоризненно смотрит на белый свет полными всеми в мире добродетелями голубыми глазами».
Тем не менее отцу почему-то становится немного неловко, как и его сыну-озорнику, у него также пылают уши от стыда: «Ведь если бы этот голубой ребенок залетел много лет тому назад в наш пятый «Б» класс, он не вырвался бы оттуда живьем. А если и вырвался бы, то с ободранными крыльями. И более всего того голубого пера, конечно же, осталось бы в моих руках!»
Рассказ начинается из метафорической притчи о волшебном мостике памяти. Мосточек нависал над бездной, и по одну сторону жил человек, а на второй было все, что нужно ему для жизни. И жить бы человеку вечно, когда бы мосточек не становился уже с каждым днем.
Встревоженный, каждый раз набирал человек все больше припасов. Но чем более тяжелой становилась его ноша, тем более узким мосток. Автор говорит, что он также стоит над такой «пропастью», а по ту сторону - прожитые года: «И пока не исчез мостик моей памяти, буду ходить по нему, хотя бы он стал таким узеньким, как лезвие ножа».
Но неумолимое время отдаляет автора от него же самого, когда он был пареньком… Итак, с теплотой Анатолий Димаров перекидывает мостик из взрослой жизни в детство, которое выпало на трудные военные и послевоенные годы. Переходит через мосточек и снова оказывается в детстве - с молодой мамой, младшим братом, друзьями.
Достатка у семьи не было. Мама - учитель, зарплата небольшая, но в помещении есть этажерка с книжками и тетрадями. Толя любит читать, учитель математики даже поставил ему двойку из-за того, что мальчик читал на уроке «Тараса Бульбу», представляя себя рыцарем.
Весной ребята, не считаясь с опасностью, катаются на льдах, почти все летние каникулы проводят на реке - купаются, ловят рыбу и раков. Автор даже высказывает интересную, на мой взгляд, мысль о том, что люди, которые выросли на берегах таких чистых и веселых рек, не могут быть злыми и пасмурными. А еще дети катаются на конях, гоняют по лесу, делают набеги на чужие огороды и садики!
Меня поразил эпизод, когда Толя с приятелем Ванькой, решив напугать девчонок, берет в рту лягушонка. Но, испугавшись завуча, случайно глотает лягушку. Ночами мальчик прислушивался: не прыгает ли она у него в животе. И смех, и грех, как говорится!
С теплотой герой рассказывает о своих учителях: Павле Степановиче, Викторе Михайловиче, Галине Ивановне. Последним двум ребята-озорники даже помогли вступить в брак: забросали испорченными яйцами поклонника учительницы, и та была вынуждена идти на спектакль с Виктором Михайловичем.
Через месяц учителя поженились. Но с наибольшей любовью Анатолий Димаров упоминает свою любящую мать. Между детьми и мамой сложились доверчивые, искренние отношения. Она, в отличие от односельчан, некогда не ругает и не бьет своих сыновей. С гордостью Толя говорит: «Моя мать самая лучшая в мире!»
Итак, Толя - не голубой ребенок, не ангел. Это обычный мальчик, в школьной жизни которого было много приключений - веселых и не очень. Конечно, что Анатолий Димаров, помня, каким он был в возрасте своего сына, лучше понимает собственного ребенка.
Ведь за развлечениями и дебошами он замечал в жизни важные вещи и ценил их: умение мечтать, дружить, ответственность за младших и более слабых, стремление к добру и справедливости, тонкое ощущение красоты природы, чувство юмора.
Но на самом деле оказалось, что это произведение - честный, откровенный, искренний, веселый рассказ взрослого человека о своем детстве. Когда сын писателя приходит домой с двойкой или замечаниями учителя в дневнике, то бабушка и мать, попрекая его, с воспитательной целью» рассказывают, каким послушным и умным рос отец мальчика.
Голубой ребенок - это ангел, идеальный ребенок, вероятно, который реально и не существует: «Голубой ребенок, вызванный прямо с неба бабушкой и мамой, порхает над моей головой, вымахивая снежно-белыми крылышками, сияет розовыми щечками и укоризненно смотрит на белый свет полными всеми в мире добродетелями голубыми глазами».
Тем не менее отцу почему-то становится немного неловко, как и его сыну-озорнику, у него также пылают уши от стыда: «Ведь если бы этот голубой ребенок залетел много лет тому назад в наш пятый «Б» класс, он не вырвался бы оттуда живьем. А если и вырвался бы, то с ободранными крыльями. И более всего того голубого пера, конечно же, осталось бы в моих руках!»
Рассказ начинается из метафорической притчи о волшебном мостике памяти. Мосточек нависал над бездной, и по одну сторону жил человек, а на второй было все, что нужно ему для жизни. И жить бы человеку вечно, когда бы мосточек не становился уже с каждым днем.
Встревоженный, каждый раз набирал человек все больше припасов. Но чем более тяжелой становилась его ноша, тем более узким мосток. Автор говорит, что он также стоит над такой «пропастью», а по ту сторону - прожитые года: «И пока не исчез мостик моей памяти, буду ходить по нему, хотя бы он стал таким узеньким, как лезвие ножа».
Но неумолимое время отдаляет автора от него же самого, когда он был пареньком… Итак, с теплотой Анатолий Димаров перекидывает мостик из взрослой жизни в детство, которое выпало на трудные военные и послевоенные годы. Переходит через мосточек и снова оказывается в детстве - с молодой мамой, младшим братом, друзьями.
Достатка у семьи не было. Мама - учитель, зарплата небольшая, но в помещении есть этажерка с книжками и тетрадями. Толя любит читать, учитель математики даже поставил ему двойку из-за того, что мальчик читал на уроке «Тараса Бульбу», представляя себя рыцарем.
Весной ребята, не считаясь с опасностью, катаются на льдах, почти все летние каникулы проводят на реке - купаются, ловят рыбу и раков. Автор даже высказывает интересную, на мой взгляд, мысль о том, что люди, которые выросли на берегах таких чистых и веселых рек, не могут быть злыми и пасмурными. А еще дети катаются на конях, гоняют по лесу, делают набеги на чужие огороды и садики!
Меня поразил эпизод, когда Толя с приятелем Ванькой, решив напугать девчонок, берет в рту лягушонка. Но, испугавшись завуча, случайно глотает лягушку. Ночами мальчик прислушивался: не прыгает ли она у него в животе. И смех, и грех, как говорится!
С теплотой герой рассказывает о своих учителях: Павле Степановиче, Викторе Михайловиче, Галине Ивановне. Последним двум ребята-озорники даже помогли вступить в брак: забросали испорченными яйцами поклонника учительницы, и та была вынуждена идти на спектакль с Виктором Михайловичем.
Через месяц учителя поженились. Но с наибольшей любовью Анатолий Димаров упоминает свою любящую мать. Между детьми и мамой сложились доверчивые, искренние отношения. Она, в отличие от односельчан, некогда не ругает и не бьет своих сыновей. С гордостью Толя говорит: «Моя мать самая лучшая в мире!»
Итак, Толя - не голубой ребенок, не ангел. Это обычный мальчик, в школьной жизни которого было много приключений - веселых и не очень. Конечно, что Анатолий Димаров, помня, каким он был в возрасте своего сына, лучше понимает собственного ребенка.
Ведь за развлечениями и дебошами он замечал в жизни важные вещи и ценил их: умение мечтать, дружить, ответственность за младших и более слабых, стремление к добру и справедливости, тонкое ощущение красоты природы, чувство юмора.
|
Отзывы пользователей: Искренний рассказ о собственном детстве (по повести "Голубой ребенок") - Дімаров Анатолій
Добавить комментарий | ↑ в начало |