Поэтизация труда в романе Д. Дефо "Робинзон Крузо"
Роман английского писателя Даниеля Дефо (1660 -1731) «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо...» по праву принадлежит к числу наиболее читаемых произведений мировой литературы.
Интерес к нему не иссякает как со стороны читателей, так и со стороны исследователей английского романа эпохи Просвещения, высоко оценивающих вклад писателя в развитие национальных традиций жанра и всей западноевропейской беллетристики.
Даниель Дефо был одним из тех авторов-просветителей, которые своим творчеством заложили основы многих типов, жанровых разновидностей и форм романа Х1Х-ХХ вв.
Секрет небывалого успеха романа о приключениях Робинзона Крузо заключается, безусловно, в выборе темы: страсть героя к путешествиям - яркая примета времени, когда на карте еще были незаполненные места под надписью типа; «Нераскрытые земли».
Однако не только тематика, но и - прежде всего - способ ее раскрытия до сих пор влекут читателей к этой книге. Занимательность ее заключается в авантюрной, поэтизированной «природе» основной сюжетной линии романа. «Робинзон Крузо на своем острове - один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудий, обеспечивающий себе, однако, питание и самосохранение и достигающий даже некоторого благополучия, - вот предмет..., который тысячью способов можно сделать занимательным...», — писал французский философ Жанн Жак Руссо в педагогическом трактате «Эмиль, или о воспитании».
Способ Д. Дэфо - поэтизация действительности, окружающей его героя на острове, оптимистическое, «боговдохновленное» отношение Робинзона Крузо ко всему, что доводится ему пережить. Поэтика, таким образом, является элементом литературно-эстетических взглядов автора, характерных для первых романистов эпохи Просвещения.
На современном этапе развития отечественного литературоведения анализ поэтики выдающихся писателей, к числу которых, безусловно, принадлежит и Д. Дефо, рассматривается как один из важнейших методов научного исследования, целью настоящей работы является описание некоторых особенностей художественного метода Даниеля Дефо, в частности, поэтизации, на примере отношения к труду Робинзона Крузо.
Анализ текста романа позволит также выявить неразрывную связь творчества Дефо с литературными традициями и философско-этическими взглядами эпохи Просвещения. В работе будут также сопоставлены взгляды на труд Д. Дефо, как автора-просветителя, и некоторые другие философские концепции отношения к труду.
Труд в романе «Робинзон Крузо» - сфера радостного и удивительного.
Даниель Дефо, как великий писатель, расширил для потомков границы эстетического восприятия действительности, нашел свою сферу странного и удивительного, что во многом предопределило успех его произведения. «Удивительно, что почти никто не задумывался над тем, какое множество мелких работ надо произвести, чтобы вырастить, сохранить, собрать, приготовить и выпечь обыкновенный кусок хлеба», - размышляет Робинзон Крузо.
Понятно, что совокупность всех этих «мелких работ» и есть труд, в данном случае преподнесенный, прежде всего, как вынужденная, насущная необходимость для выживания на необитаемом острове. Но тяготит ли она героя?
Поразительно, но не смотря на прямые указания автора на то, что «оказавшись в самых первобытных условиях жизни», Робинзон Крузо ежедневно «приходил в отчаяние», у читателя не создается впечатления безысходности и безнадежности сложившейся ситуации. Для создания положительного эффекта Д. Дефо изобретает целую систему художественно-изобразительных средств, возвышающих сам процесс труда с уровня физического на уровень духовный.
Чем, собственно, занимался Робинзон на необитаемом острове? В первую очередь, разумеется прилагал все силы к тому, чтобы выжить. Но его необходимые усилия автор преподносит как приключения - приключения, связанные с делами самыми обыденными: изготовлением мебели, обжигом горшков, устройством жилья, выращиванием хлеба, приручением коз.
Так, проливные дожди, не прекращавшиеся в течение почти двух недель, вынуждают героя ежедневно по два-три часа посвящать земляным работам и расширять свою пещеру. Поиск укромного местечка для новой партии коз выливается в обнаружение мест каннибальских пиршеств.
В описании трудовых процессов автор «Робинзона Крузо» проявляет, кроме всего прочего, изрядную изобретательность. Труд для него - не рутина, а увлекательный эксперимент по освоению мира. В том, что предпринимает на острове его герой, нет ничего невероятного, далекого от реальности.
Напротив, автор стремится максимально последовательно и даже эмоционально изобразить эволюцию трудовых навыков, апеллируя к фактам: "… после двухмесячных неутомимых трудов, когда я наконец нашел глину, накопал ее, принес домой и начал работать, у меня получилось только две больших безобразных глиняных посудины..."
Кстати, как отмечают исследователи, у героя Дефо не получались поначалу лишь те вещи, процесс изготовления которых сам автор хорошо знал на собственном опыте и, следовательно, мог достоверно описать все «муки творчества».
К обжигу глины это относится в полной мере, поскольку в конце ХVII в. Дефо был совладельцем кирпичного завода. Робинзону понадобился почти год усилий, чтобы «вместо аляповатых грубых изделий» из под его рук вышли «аккуратные вещи правильной формы».
Но главное в представлении труда для Даниеля Дефо даже не сам результат, а эмоциональное впечатление - то чувство восторга и удовлетворения от создания собственных рук, от преодоленных препятствий, которое испытывает герой: «Но никогда я, кажется, так не радовался и не гордился своей сметкой, как в тот день, когда мне удалось сделать трубку», - сообщает Робинзон. То же чувство восторга и наслаждения «плодами своих трудов» он испытывает и по завершении постройки шалаша.
Таким образом, именно изобретательность лежит в основе поэтизации труда у Дефо. Отказываясьотчасти от традиций литературной игры, бывшей во времена писателя непреложным законом литературной прозы, Дефо, тем не менее, подсказывает: даже если перед читателем вымысел - игра, то не следует его отвергать, если он правдив и содержит «хорошую мораль».
Интерес к нему не иссякает как со стороны читателей, так и со стороны исследователей английского романа эпохи Просвещения, высоко оценивающих вклад писателя в развитие национальных традиций жанра и всей западноевропейской беллетристики.
Даниель Дефо был одним из тех авторов-просветителей, которые своим творчеством заложили основы многих типов, жанровых разновидностей и форм романа Х1Х-ХХ вв.
Секрет небывалого успеха романа о приключениях Робинзона Крузо заключается, безусловно, в выборе темы: страсть героя к путешествиям - яркая примета времени, когда на карте еще были незаполненные места под надписью типа; «Нераскрытые земли».
Однако не только тематика, но и - прежде всего - способ ее раскрытия до сих пор влекут читателей к этой книге. Занимательность ее заключается в авантюрной, поэтизированной «природе» основной сюжетной линии романа. «Робинзон Крузо на своем острове - один, лишенный помощи себе подобных и всякого рода орудий, обеспечивающий себе, однако, питание и самосохранение и достигающий даже некоторого благополучия, - вот предмет..., который тысячью способов можно сделать занимательным...», — писал французский философ Жанн Жак Руссо в педагогическом трактате «Эмиль, или о воспитании».
Способ Д. Дэфо - поэтизация действительности, окружающей его героя на острове, оптимистическое, «боговдохновленное» отношение Робинзона Крузо ко всему, что доводится ему пережить. Поэтика, таким образом, является элементом литературно-эстетических взглядов автора, характерных для первых романистов эпохи Просвещения.
На современном этапе развития отечественного литературоведения анализ поэтики выдающихся писателей, к числу которых, безусловно, принадлежит и Д. Дефо, рассматривается как один из важнейших методов научного исследования, целью настоящей работы является описание некоторых особенностей художественного метода Даниеля Дефо, в частности, поэтизации, на примере отношения к труду Робинзона Крузо.
Анализ текста романа позволит также выявить неразрывную связь творчества Дефо с литературными традициями и философско-этическими взглядами эпохи Просвещения. В работе будут также сопоставлены взгляды на труд Д. Дефо, как автора-просветителя, и некоторые другие философские концепции отношения к труду.
Труд в романе «Робинзон Крузо» - сфера радостного и удивительного.
Даниель Дефо, как великий писатель, расширил для потомков границы эстетического восприятия действительности, нашел свою сферу странного и удивительного, что во многом предопределило успех его произведения. «Удивительно, что почти никто не задумывался над тем, какое множество мелких работ надо произвести, чтобы вырастить, сохранить, собрать, приготовить и выпечь обыкновенный кусок хлеба», - размышляет Робинзон Крузо.
Понятно, что совокупность всех этих «мелких работ» и есть труд, в данном случае преподнесенный, прежде всего, как вынужденная, насущная необходимость для выживания на необитаемом острове. Но тяготит ли она героя?
Поразительно, но не смотря на прямые указания автора на то, что «оказавшись в самых первобытных условиях жизни», Робинзон Крузо ежедневно «приходил в отчаяние», у читателя не создается впечатления безысходности и безнадежности сложившейся ситуации. Для создания положительного эффекта Д. Дефо изобретает целую систему художественно-изобразительных средств, возвышающих сам процесс труда с уровня физического на уровень духовный.
Чем, собственно, занимался Робинзон на необитаемом острове? В первую очередь, разумеется прилагал все силы к тому, чтобы выжить. Но его необходимые усилия автор преподносит как приключения - приключения, связанные с делами самыми обыденными: изготовлением мебели, обжигом горшков, устройством жилья, выращиванием хлеба, приручением коз.
Так, проливные дожди, не прекращавшиеся в течение почти двух недель, вынуждают героя ежедневно по два-три часа посвящать земляным работам и расширять свою пещеру. Поиск укромного местечка для новой партии коз выливается в обнаружение мест каннибальских пиршеств.
В описании трудовых процессов автор «Робинзона Крузо» проявляет, кроме всего прочего, изрядную изобретательность. Труд для него - не рутина, а увлекательный эксперимент по освоению мира. В том, что предпринимает на острове его герой, нет ничего невероятного, далекого от реальности.
Напротив, автор стремится максимально последовательно и даже эмоционально изобразить эволюцию трудовых навыков, апеллируя к фактам: "… после двухмесячных неутомимых трудов, когда я наконец нашел глину, накопал ее, принес домой и начал работать, у меня получилось только две больших безобразных глиняных посудины..."
Кстати, как отмечают исследователи, у героя Дефо не получались поначалу лишь те вещи, процесс изготовления которых сам автор хорошо знал на собственном опыте и, следовательно, мог достоверно описать все «муки творчества».
К обжигу глины это относится в полной мере, поскольку в конце ХVII в. Дефо был совладельцем кирпичного завода. Робинзону понадобился почти год усилий, чтобы «вместо аляповатых грубых изделий» из под его рук вышли «аккуратные вещи правильной формы».
Но главное в представлении труда для Даниеля Дефо даже не сам результат, а эмоциональное впечатление - то чувство восторга и удовлетворения от создания собственных рук, от преодоленных препятствий, которое испытывает герой: «Но никогда я, кажется, так не радовался и не гордился своей сметкой, как в тот день, когда мне удалось сделать трубку», - сообщает Робинзон. То же чувство восторга и наслаждения «плодами своих трудов» он испытывает и по завершении постройки шалаша.
Таким образом, именно изобретательность лежит в основе поэтизации труда у Дефо. Отказываясьотчасти от традиций литературной игры, бывшей во времена писателя непреложным законом литературной прозы, Дефо, тем не менее, подсказывает: даже если перед читателем вымысел - игра, то не следует его отвергать, если он правдив и содержит «хорошую мораль».
|
Отзывы пользователей: Поэтизация труда в романе Д. Дефо "Робинзон Крузо" - Дефо Даниэль
Добавить комментарий | ↑ в начало |