На всякого мудреца довольно простоты
						
						
					
						Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра  II. Первый акт пьесы — в квартире, где с матерью-вдовой живет молодой  человек Егор Дмитриевич Глумов. В ней, по ремарке автора, чистая,  хорошо меблированная комната.
  
  В комнату входят, продолжая начатый разговор, Глумов с матерью.  Глумов говорит ей: «Я весь в вас — умен, зол и завистлив» и заявляет,  что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете: «Эпиграммы в  сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору.  Примемся за панегирики!» Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в  нем писать откровенно, что думает о людях, расположения которых  добивается.
  
  Приходят гусар Курчаев, знакомый Глумова, с ним Голутвин, человек,  не имеющий занятий. Они собрались издавать журнал и просят у Глумова  его эпиграммы или дневник, о котором уже что-то слышали. Глумов  отказывает. Курчаев, дальняя родня Глумову через сановника Нила  Федосеевича Мамаева, рассказывает Глумову о привычке Мамаева смотреть  попусту сдаваемые внаем квартиры и при этом поучать всех и каждого, и  за разговором набрасывает на Мамаева карикатуру, приписав «новейший  самоучитель». Ее хочет взять Голутвин. Курчаев не дает: «Все-таки  дядя». Она остается Глумову. Курчаев сообщает Глумову, что жена Мамаева  «влюблена, как кошка» в Глумова. Курчаев и Голутвин уходят.
  
  В последующем разговоре Глумова с матерью выясняется, что Глумов уже  подкупил слугу Мамаева, и Мамаев сейчас прибудет смотреть якобы  сдаваемую внаем квартиру Глумовых.
  
  Является слуга, за ним сам Мамаев. Мамаев пеняет слуге: зачем тот  привез его в жилую квартиру. Глумов объясняет, что, нуждаясь в деньгах,  хочет из этой квартиры переехать в большую, и на недоуменные вопросы  Мамаева заявляет: «Я глуп». Тот сперва ошарашен, но быстро начинает  верить, что перед ним молодой человек, жаждущий советов, поучений и  наставлений.
  
  Глумова показывает Мамаеву карикатуру Курчаева. Мамаев уходит.  Приходит Манефа, «женщина, занимающаяся гаданием и предсказанием».  Глумов принимает её с деланным почтением, дает пятнадцать рублей,  отсылает угощаться чаем и кофе, записывает в дневник расходы: на Манефу  и три рубля слуге Мамаева. Внезапно возвращается Курчаев, которому  встретившийся по дороге Мамаев не велел показываться на глаза. Курчаев  подозревает Глумова в интриганстве и говорит ему об этом. Они ссорятся.  Курчаев уходит. «Дядя его прогнал. Первый шаг сделан». Этими словами  Глумова заканчивается первое действие комедии.
  
  В доме Мамаева хозяин и Крутицкий — «старик, очень важный господин»,  сетуют на пагубность реформ и перемен и на свое неумение владеть пером  и «современным слогом». У Крутицкого готов труд, написанный стилем,  «близким к стилю великого Ломоносова», и Мамаев предлагает дать его  Глумову в обработку. Оба уходят. Появляются Мамаева и Глумова. 
  
  Глумова  жалуется на недостаток средств. Мамаева её подбадривает, суля Глумову  свое покровительство. Вошедшему Мамаеву Глумова расписывает восхищение  своего сына его умом. Мамаев, уходя, обещает Глумовой дать «не денег, а  лучше денег: совет, как распорядиться бюджетом». Мамаевой же Глумова  принимается рассказывать о том, как влюблен в нее Глумов. Глумова  уходит. Мамаева кокетничает с вошедшим Глумовым.
  
  Приезжает Городулин, «молодой важный господин». Мамаева просит для  Глумова место, «разумеется, хорошее», зовет Глумова и оставляет его с  Городулиным. Глумов заявляет себя либералом и демонстрирует речистость,  восхищающую Городулина, который тут же просит помочь ему приготовить  спич. Глумов готов написать.
  
  Городулина сменяет Мамаев, который принимается учить Глумова  ухаживать за своей женой. Глумов остается с Мамаевой, объясняется ей в  любви и уходит.
  
  На даче Турусиной, «богатой вдовы, барыни из купчих», окруженной  приживалками, гадальщицами, странницами, Турусина, только что выехавшая  было в город, но приказавшая поворотить экипаж из-за плохой приметы,  выговаривает своей спутнице, племяннице Машеньке, за «вольнодумство» и  симпатию к Курчаеву. К тому же она получила два анонимных письма,  предостерегающих от знакомства с Курчаевым. Машенька отвечает, что она  «московская барышня» и спорить не станет, но пусть тогда тетя и подыщет  сама ей жениха. Машенька уходит. 
  
  В гости заходит живущий по соседству  Крутицкий. Турусина делится с Крутицким заботами: как подыскать  Машеньке хорошего жениха. Крутицкий рекомендует Глумова и уходит.  Приезжает Городулин. Как и Крутицкий, он высмеивает пристрастие  Турусиной к странникам и приживалкам и сообщает: одна из таких знакомых  Турусиной осуждена за мошенничество и отравление богатого купца. С  Городулиным повторяется тот же разговор с тем же результатом. Городулин  всячески рекомендует Турусиной Глумова. 
  
  И наконец, взамен Городулина  появляется Манефа. Она тут желанная гостья. Ее принимают с почетом и  речам её внимают с трепетом. Она вещает, приживалки поддакивают. Все  хором предвещают Глумова как что-то уже почти сверхъестественное.  Появлением Глумова с Мамаевым и обещанием Турусиной полюбить его, как  родного сына, действие заканчивается.
  
  Глумов приносит Крутицкому «Трактат о вреде реформ вообще» —  обработку мыслей Крутицкого. Крутицкий доволен. «Трактат» — острая  пародия на ретроградство. Глумов просит Крутицкого быть посаженым отцом  на свадьбе и несколько перебирает в угодничестве, что и отмечает  Крутицкий по его уходе.
  
  Приходит Клеопатра Львовна Мамаева дополнительно замолвить словечко  за Глумова. Взбодрившийся после ухода Глумова старик обрушивает на нее  архаические цитаты из любимых с юности трагедий, видя в стареющей  Мамаевой чуть не ровесницу. Но куда неприятней для нее оброненное  Крутицким известие о сватовстве Глумова к Машеньке по любви. «Что её  кольнуло. Поди вот с бабами. Хуже, чем дивизией командовать», —  недоумевает Крутицкий, глядя ей вслед.
  
  Глумов дома записывает в дневник расходы и впечатления и учит мать,  уходящую к Турусиной, как задабривать и задаривать её приживалок.  Внезапно является Мамаева. Это необычно, и Глумов настораживается.  Последующий разговор с ней то подтверждает, то успокаивает опасения  Глумова. Он принимается объясняться Мамаевой в своих чувствах,  несколько злоупотребляя красноречием, но та прерывает его вопросом: «Вы  женитесь?» Глумов сбивается, пускается в объяснения и, как ему кажется,  более или менее успокаивает Мамаеву. Звонок у двери. Глумов уходит.
  
  Пришел Голутвин. Глумов, спрятав Мамаеву в соседней комнате,  принимает его. Оказывается, тот, выражаясь современным языком, собрал  на Глумова материал и шантажирует его: если Глумов не заплатит,  Голутвин напечатает пасквиль. Решительным тоном отказывая Голутвину,  Глумов на деле колеблется, не желая неприятностей ввиду выгодной  женитьбы на Машеньке. Голутвин лезет в соседнюю комнату, допытывается,  кто там. Глумов еле выпроваживает его, но затем решает догнать и  все-таки заплатить. В комнату входит Мамаева, замечает дневник, читает  о себе самой что-то, что приводит её в ярость, и уносит.
  
  Сперва Глумову кажется, что он «все уладил». Но убедившись, что  дневник взят, он приходит в отчаяние, бранит себя: «Глупую злобу тешил.  Вот и предоставил публике „Записки подлеца“ им самим написанные».
  
  На даче, где собралось все общество, Курчаев, беседуя с Машенькой о  невиданных добродетелях и успехах Глумова, говорит: «Еще с кем-нибудь  другим я бы поспорил, а перед добродетельным человеком я пас никогда  этим не занимался». Между добродетельными беседами с будущей женой и  тещей Глумов договаривается с Городулиным «отделать хорошенько» трактат  Крутицкого (т.е. Глумова же ) под подписью Городулина и убеждает  Мамаеву, что женится по расчету. Слуга приносит переданный кем-то  пакет. 
  
  В нем напечатанная статья «Как выходят в люди» с портретом  Глумова и пропавший дневник. Мамаев читает записи вслух, справки о  расходах на приживалок «за то, что видели меня во сне», острые  характеристики Крутицкого, Манефы, Турусиной (Турусина тут же говорит  «всех прогоню» и предоставляет Машеньке полную свободу выбора; судя по  всему, её выбор — Курчаев). Появляется Глумов. Ему отдают дневник и  предлагают «удалиться незаметно». Но Глумову уже терять нечего. «Почему  же незаметно», — отвечает он и принимается обличать присутствующих уже  устно. 
  
  Суть обличений: в напечатанной статье нет ничего для них нового.  Не настолько на самом деле глупы Крутицкий и Мамаев, чтоб и впрямь не  чувствовать фальши в угодничестве Глумова: просто оно им удобно и  приятно. То же и с Мамаевой, и с Городулиным. Но и та и другой  неожиданно останавливают глумовское красноречие, начиная сразу же с ним  соглашаться. Глумов уходит. После паузы все сходятся на том, что,  спустя время, надо опять его «приласкать». «А уж это я беру на себя» —  финальная реплика Мамаевой.
						
									
						
							Олександр Островський
							На всякого мудреця досить простоти (сокращенно)