Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества и его опытные обоснования. Масса и размеры атомов и молекул.
Количество вещества.
Свойства газов. Идеальный газ. Газовые законы. Давление газа. Уравнения состояния идеального газа. Изопроцессы. Парообразование и конденсация. Насыщенный и не насыщенный пар. Влажность воздуха. Методы измерения влажности воздуха.
Свойства жидкостей. Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание. Капиллярные явления.
Строение и свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тела.
Жидкие кристаллы и их свойства. Полимеры: свойства и применение.
По окончанию изучения темы:
Ученик:
- называет создателей молекулярно-кинетического учения о строении вещества, ученых, внесших весомый вклад в создание теории жидкостей, твердых тел и материалов;
- приводит примеры жидких кристаллов, аморфных и кристаллических тел и полимеров;
- различает идеальный и реальные газы, изопроцессы, насыщенный и ненасыщенный пар, кристаллические и поликристаллические тела;
- формулирует основные положения молекулярно-кинетической теории, основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение состояния идеального газа, газовые законы, определение поверхностного натяжения жидкости и влажности воздуха и записывает соответствующие формулы для их определения;
- может описать гипотезу Демокрита об атомном строении вещества и основные этапы ее развития, молекулярное строение жидкостей и полимеров, кристаллическое строение тел и их общие механические свойства; обосновать суть понятия «идеальный газ» как физической модели реального газа; характеризовать содержание понятий: количество вещества, относительная влажность, коэффициент поверхностного натяжения; объяснить определяющую роль взаимного размещения, движения и взаимодействия молекул относительно строения и физико-химических свойств тел; парообразование и конденсацию, затвердевание и плавление тел на основе атомно-молекулярных и термодинамических подходов;
- способен (а) наблюдать смачивания и капиллярные явления, парообразование и конденсацию, затвердевание и плавление тел как физическое явление; делать выводы о возможности получения материалов с заданными физико-химическими свойствами; пользоваться манометрами различного типа, психрометром и определять им влажность воздуха; соблюдать правила их эксплуатации;
- может решать задачи на применение уравнения состояния идеального газа, относительной влажности воздуха; представлять графически изопроцессы, результаты наблюдений с помощью таблиц и графиков; оценивать роль и практическое значение воды и водяного пара в процессах образования живых организмов и обеспечение условий их жизнедеятельности.
Лабораторные работы
Исследование одного изопроцесса.
Измерения относительной влажности воздуха.
Демонстрации
Свойства насыщенного пара.
Кипения воды при пониженном давлении.
Строение и принцип действия психрометра.
Поверхностное натяжение жидкости.
Сокращение поверхности мыльных пленок.
Капиллярное поднятие жидкости.
Упругая и остаточная деформации.
Выращивание кристаллов.
Изменение цвета жидких кристаллов из-за температуры.