Биография: Пьер Бомарше


Бомарше Пьер Огюстен
(Псевдоним; настоящее имя Пьер Огюстен Карон – Pierre Augustin Caron)

(24.01.1732 - 18.05.1799)

Французский драматург

Родился 24 января 1732г. в Париже, в семье богатого часовщика.

1745 – получив только начальное образование, Карон начинает учиться на часовщика в отцовской мастерской, так как именно ему предполагалось завещать семейное дело. Вскоре он становится лучшим часовых дел мастером во всем Париже.

Успешно выполнив несколько заказов при дворе, молодого часовщика представляют дочерям Людовика XV. Став у них учителем музыки, он позднее приобретает должность секретаря при монархе и благодаря придворным связям принимает активное участие в разнообразных финансовых операциях, которые приносят ему громадное состояние и одновременно вовлекают в целый ряд громких судебных процессов.

1756 – Карон выгодно женится на богатой влюблённой в него вдове и присоединяет к своей фамилии прибавку де Бомарше, по названию поместья жены (позднее, в 1761г. он приобретает и дворянский титул). Брак оказывается несчастливым, и супруги вскоре начинают жить раздельно. Через десять месяцев после свадьбы жена Бомарше внезапно умирает. После этого начинается долгое, разорительное для Бомарше судебное разбирательство между ним и его тёщей, которая еще при жизни дочери оспаривала право зятя вступить во владение состоянием жены. Во время этого громкого процесса начинают появляться слухи, будто смерть жены Бомарше и её первого мужа-старика наступила от яда.

1767 – выходит пьеса, написанная в жанре слезливой мещанской драмы, «Эжени, или Несчастная добродетель» (Eugenie), носящая следы явного подражания Дидро.

1770 – драма «Два друга» (Les Deux amis), сокрушительно провалившаяся. В этом же году в родах умирает вторая жена Бомарше, а через два года и сын. Бомарше становится компаньоном генерального откупщика банкира Дюверне. После смерти банкира его наследник граф Лаблаш, вместо удовлетворения справедливых претензий Бомарше, предъявляет встречный иск и добивается в парламенте (высшей судебной инстанции) выгодного для себя приговора. Это разоряет Бомарше.

Вслед за тем подкупленный Лаблашем докладчик по этому делу возбуждает против Бомарше обвинение в клевете и подкупе судей. 1773 – несколько дней Бомарше проводит в тюрьме; чтобы оправдаться, он издаёт «Мемуары» (Memoires, 1773-1774), где в четырёх памфлетах язвительно высмеивает судебный произвол. Благодаря им он выигрывает процесс.

1775 – Бомарше удаётся добиться разрешения на постановку своей пьесы «Севильский цирюльник» (Le Barbier de Seville). На первом представлении комедия проваливается. Её считают чересчур длинной, а остроты Фигаро кажутся сатирой на конкретных лиц. Не дожидаясь второго спектакля, Бомарше убирает длинноты и сокращает в монологах Фигаро намёки на своих недругов. Переделанный «Цирюльник» имеет потрясающий успех. Поставленная в «Театр Франсе» пьеса является испанской по антуражу, но совершенно французской по духу.

Выдающееся значение она приобретает не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги. На её основе написано либретто оперы Дж.Россини «Севильский цирюльник» (1816). Вскоре Бомарше печатает комедию, дав ей название «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» и предпослав ей в качестве предисловия «Скромное письмо о провале и о критике "Севильского цирюльника"». Оно представляет собой ироничные возражения критикам, привыкшим к «хорошему стилю», «хорошему тону» и «хорошему жанру», но не умеющим оценить проявления комического.

1776 – Франция решает тайно поддержать восставшие североамериканские колонии в их войне за независимость от Англии; и именно Бомарше, имеющий влиятельных друзей среди повстанцев, с энтузиазмом берётся организовать покупку и отправку для них оружия и обмундирования. Он убеждает короля выделить ему миллион ливров, снаряжает суда, нанимает людей, готовых «помочь инсургентам», и сам тратит три миллиона, чтобы завершить эту колоссальную, рискованную во всех отношениях операцию.

1779-1787 – Бомарше в одиночку издаёт полное собрание сочинений Вольтера. Он выкупает уже проданные племянницей Вольтера рукописи, арендует замок Кель в Германии и размещает там типографию, приобретает в Англии шрифты и налаживает производство бумаги. Издание осуществляется под прикрытием некоего мифического «Философского, литературного и типографического общества». Бомарше распространяет слух, что он – член-корреспондент этого общества, хотя друзьям всегда поясняет: «Общество – это я сам».

Всего выходит два издания: в 72-х и в 92-х томах общим тиражом 15 тысяч экземпляров. На объявленную подписку откликнулось лишь около двух тысяч читателей. К большим материальным убыткам добавились другие неприятности: императрица Екатерина II решает убрать некоторые места из публиковавшейся переписки с Вольтером. Для этого требуется пересылать материалы в Петербург и обратно, что, естественно, удорожает тома. К тому же парламент вместе с духовенством добиваются запрещения подписки и продажи издания, которое ввозится во Францию тайно. Его, тем не менее, продолжают распространять, но финансовые потери издателя огромны. Книги раскупаются медленно, и спустя 10 лет стопки «Сочинений» Вольтера все ещё лежат на складе у Бомарше.

1784 – написана пьеса «Женитьба Фигаро» (Le Mariage de Figaro), где феодальные привилегии подвергаются столь яростной атаке, что король не разрешает показывать её публично. С присущей ему ловкостью Бомарше использует цензурный запрет короля для того, чтобы возбудить ещё больший интерес к пьесе. Когда она, наконец, поставлена в «Театр Франсе» 27 апреля 1784г., трое человек погибают, задавленные в дверях обезумевшей толпой.

В этой пьесе Фигаро уже не воплощает образ верного слуги, каким его вывел Мольер, – теперь это свободный человек, он соперничает со знатным хозяином и ясно сознает своё место в новых обстоятельствах. Появившись на сцене почти в канун Французской революции, Фигаро символизирует торжество тенденций, вызревавших на протяжении десятилетий в творчестве Вольтера, Руссо, Дидро и других «философов». Хлёсткие реплики Фигаро и внятные намёки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках. На её основе написано либретто оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» (1786).

1787 – в Театре Музыкальной академии идёт лирико-философская опера «Тарар» (музыка А.Сальери). Под аккомпанемент оперного оркестра герои декламируют похвалы природе, законам и философии деизма, отрицавшей «промысел божий», и критикуют социальное неравенство, религию и тиранию. 1792 – Бомарше пишет пьесу «Преступная мать» (La Mere coupable), где пытается использовать те же персонажи, что и в «Цирюльнике» и «Женитьбе» в третий раз, однако тяжеловесная мелодрама не имеет успеха.

Посланный революционным правительством в Голландию, Бомарше исполняет ряд поручений, но затем попадает в тюрьму. Выйдя на свободу, становится агентом Комитета Общественного Спасения и подвергается преследованиям как эмигрант. Имущество его конфисковано, семья попадает под арест. 1796 – Бомарше разрешено вернуться во Францию. 18 мая 1799 – Бомарше умер в Париже.