"Илиада": Запев (песня 1, стихи 1-10), "Щит Ахилла" (песня 18, стихи 478-608), "Поединок Ахилла и Гектора" (песня 22, стихи 139-411), "Приам у Ахилла" (песня 24, стихи 469-670)
Гомер - легендарный основоположник европейской литературы. Гуманистический пафос "Илиады" - осуждение войны и ее жестокости, сочувствия человеческому горю, уважение к человеку, поэтизация ее героизма и подвига. Обиды Ахилла и Гектора как олицетворения идеала человека, героя, воина.
"Одиссея": Запев (песня 1, стихи 1-21), "Аед Демодок" (песня 8, стихи 486-520), "Одиссей и циклоп Полифем" (песня 9, стихи 181-566), "Одиссей в Корки" (песня 10, стихи 91-399)
Приключенческий, сказочный и бытовой элементы "Одиссеи". Возвеличивание человеческого ума, изобретательности и любознательности. Осуждение беззакония, тупой несправедливой силы (циклоп Полифем), а также самоуверенности и спеси человека (конфликт Одиссея с Посейдоном). Образ Одиссея: воина, вожака, отца, сына, мужчины, путешественника, патриота.
По окончанию изучения темы:
Ученик (ученица):
- объясняет, почему Гомер считается легендарным основоположником европейской литературы: поэмы "Илиада" и "Одиссея" созданы с невероятным для таких ранних времен(к VIII ст. к н. е.) художественным мастерством;
- устанавливает связи между, с одной стороны, троянским циклом мифов (тайна, которая была известна титану Прометею: может родиться бог, который будет сильнее Зевса; яблоко раздора, которое на свадьбе богини Фетиды, будущей матери Ахилла, отдал Афродите именно троянский царевич Парис, а также похищение Елены и ее жизнь сама в Трое и т. д.) и, с другой стороны, поэмами Гомера: в упомянутых мифах и в поэмах Гомера действуют те же герои: боги Зевс, Фетида, Афина, Аполлон; смертные Ахилл, Гектор, Одиссей (зачислен в сонм олимпийцев уже после смерти);
- доказывать примерами из текста, что поэмы Гомера являются энциклопедией жизни древних греков (да, на щите Ахилла изображена не только война, но и мирная жизнь эллинов: свадебный пир, судопроизводство и тому подобное);
- объясняет, в чем заключается гуманистический пафос "Илиады" (Гомер осуждает войну и ее жестокость, сочувствует человеческому горю, уважает человека, поэтизирует ее героизм и подвиги;
- характеризует обиды Ахилла и Гектора как олицетворения идеала человека, героя, воина;
- приводит примеры использования в "Одиссее" приключенческого (романтика путешествий, открытия новых для героев, земель и тому подобное), сказочного (волшебные персонажи, посещения Аида и т. пр.) и бытового (быт Итаки, жизнь греков и т. д.) элементов;
- аргументирует примерами из текста мысль о том, что ведущим пафосом "Одиссеи" является возвеличивание человеческого ума, изобретательности и любознательности;
- приводит примеры осуждения Гомером беззакония, тупой несправедливой силы (циклоп Полифем), а также самоуверенности и спеси человека (конфликт Одиссея с Посейдоном);
- характеризует образ Одиссея: воина, вожака, отца, сына, мужчины, путешественника, патриота;
- объясняет, почему поэмы "Илиада" и "Одиссея" считаются вершиной мирового героического эпоса, как они повлияли на развитие мирового литературного процесса (например, что "Энеида" римлянина Вергилия написана под воздействием "Илиады" и "Одиссеи", а следовательно, и первое произведение новой украинской литературы - "Энеида" И. Котляревського является литературным отголоском поэм грека Гомера.