Прославление сильной личности, способной при любых условиях и обстоятельствах оставаться Человеком, противостоять никчемным вкусам и мнениям толпы, оставаться достойным в отношениях с власть предержащими, делать добрые дела, не кичась этим.
По окончанию изучения темы:
Ученик (ученица):
- выразительно читает стих и анализирует его, обращая внимание на воплощение в нем сложности и противоречивости бытия, преимущество высоких моральных и этичных ценностей над непрочными материальными достижениями;
- определяет ведущее мнение произведения: Человеком имеет право называться лишь тот, кто в любых ситуациях стремится и умеет оставаться самим собой, идти своим путем в жизни, не терять чувства достоинства ни перед толпой, ни перед королем, делать добрые дела, не кичась этим;
- называет главные художественные средства воплощения авторского замысла: а) анафору ("если"); б) антитезу, которая воплощена прежде всего в контрастивной лексике ("выстоишь" - "упали духом", "толпа" - "король" и пр.);
- выражает личное отношение к проблемам, которые нарушаются в стихе, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста.