Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Пройденный телом путь. Скорость движения и единицы скорости. Измерение скорости движения тела.
Виды движений. Средняя скорость неравномерного движения. Прямолинейное равномерное движение. Графики движения тела.
Вращательное движение тела. Период вращения. Луна - естественный спутник Земли.
Колебательное движение. Амплитуда, период и частота колебаний. Маятники. Математический маятник.
Звук. Источники и приемники звука. Характеристики звука. Распространение звука в различных средах. Отражение звука. Скорость распространения звука. Восприятие звука человеком. Инфразвук и ультразвук. Влияние звуков на живые организмы.
По окончанию изучения темы:
Ученик:
называет:
- виды механического движения, единицы времени, пути, скорости, периода и частоты вращения (колебания), виды маятников, характеристики звука;
приводит примеры:
- проявления механического движения в природе, относительности движения, вращательного и колебательного движений в природе и технике, источников звука, отражения звука, вредного влияния вибраций и шумов на функционирование живых организмов;
различает:
- виды механического движения по форме траектории и изменением скорости, понятие траектории и пути, затухающие и незатухающие колебания;
формулирует:
- определение механического движения, траектории, скорости, амплитуды, периода и частоты колебаний, записывает формулы пройденного пути, скорости равномерного прямолинейного движения, средней скорости, периода вращения, частоты колебаний;
может:
- описать движение Луны вокруг Земли, колебания математического маятника, распространение и отражение звука качественно оценить влияние колебаний на живые организмы; классифицировать движение по форме траектории и характеру изменения параметров движения;
- характеризовать различные виды механического движения по его параметрам, восприятие звука человеком ( громкость, высота тона), зависимость скорости распространения звука от среды, свойства звука, инфразвук, ультразвук;
- объяснить различие траектории и скорости в различных системах отсчета;
- анализировать графики движения тел и определять по ним его параметры;
способен:
- наблюдать различные механические движения и по их параметрам определять их разновидность, распространение звука в различных средах;
- измерять скорость движения, период и частоту колебаний, период вращения; пользоваться приборами для измерения времени и расстояния, камертоном; представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
может:
- решать задачи, применяя формулы скорости тела, средней скорости, периода и частоты колебания (вращения), строить графики зависимости скорости тела от времени, пройденного пути от времени для равномерного прямолинейного движения.
Лабораторные работы
Измерение скорости движения тела.
Измерение частоты вращения тел.
Исследование колебаний маятника.
Изучение характеристик звука.
Демонстрации
Метроном.
Стробоскоп.
Относительность движения.
Прямолинейное и криволинейное движение.
Спидометр.
Добавление перемещений.
Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.
Запись колебательного движения.
Зависимость периода колебания груза на пружине от ее жесткости и массы груза.
Зависимость периода колебания груза на нити от ее длины.
Распространения поперечных и продольных волн.
Тела, которые колеблются, как источник звука.
Громкость звука и высота тона.