Тепловое состояние тел. Температура тела. Измерения температуры. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Теплообмен. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Тепловой баланс.
Теплота сгорания топлива. КПД нагревателя.
Плавления и кристаллизация твердых тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация жидкостей. Вода в разных агрегатных состояниях. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.
Преобразование энергии в механических и тепловых процессах. Принцип действия тепловых машин. Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания. Экологические проблемы использования тепловых машин.
По окончанию изучения темы:
Ученик:
называет:
- способы измерения температуры, виды теплопередачи, единицы температуры, количества теплоты;
приводит примеры:
- теплового равновесия, теплообмена, тепловых двигателей, применение теплотехники в жизни человека;
различает:
- виды теплопередачи (теплопроводность, конвекция, тепловое излучение);
формулирует признаки теплового баланса;
записывает:
- формулы количества теплоты, идущей на нагрев, теплоты сгорания топлива, КПД нагревателя, теплоты плавления, теплоты парообразования, уравнения теплового баланса в случае смешивания горячей и холодной воды;
может:
- описать плавление и кристаллизацию твердых тел, испарение и конденсацию жидкостей, кипение, преобразования энергии в тепловых процессах, принцип действия тепловых машин, влияние теплотехники на окружающую среду;
- классифицировать виды теплопередачи;
- характеризовать направление течения тепловых процессов в естественной среде, условия перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое, влияние теплотехники на окружающую среду;
- анализировать графики тепловых процессов, в частности во время плавления твердого тела; объяснить ход тепловых процессов в ходе теплообмена, тепловой баланс как следствие закона сохранения энергии в тепловых процессах, принцип действия двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины;
- обосновать изменения агрегатного состояния вещества на основе атомно-молекулярного учения о строении вещества;
способен:
- наблюдать за ходом различных тепловых процессов; измерять удельную теплоемкость вещества, КПД нагревателя;
- пользоваться термометром, калориметром;
соблюдает правила безопасности при работе с нагревателями;
может решать задачи, применяя формулы количества теплоты, теплоты сгорания топлива, КПД нагревателя, теплоты плавления и кристаллизации, теплоты парообразования и конденсации, уравнения теплового баланса.
Лабораторные работы
Измерение температуры с помощью различных термометров.
Изучение теплового баланса при смешивании воды разной температуры.
Определение КПД нагревателя.
Определение удельной теплоемкости вещества.
Демонстрации
Постоянство температуры кипения жидкости.
Наблюдение за процессами плавления и твердения кристаллического тела.
Испарения различных жидкостей.
Охлаждение жидкости при испарении.
Образование тумана в результате охлаждения воздуха.
Строение и действие четырехтактного двигателя внутреннего сгорания (на модели).
Строение и действие паровой турбины (на модели).