Колебательное движение. Свободные колебания. Гармонические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Математический маятник. Период колебаний математического маятника. Распространение колебаний в упругой среде. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Колебательный контур. Возникновение электромагнитных колебаний в колебательном контуре. Гармонические электромагнитные колебания. Частота собственных колебаний контура. Резонанс. Образование и распространение электромагнитных волн. Скорость распространения, длина и частота электромагнитной волны. Шкала
электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн различных диапазонов частот. Электромагнитные волны в природе и технике.
По окончанию изучения темы:
Ученик:
- называет виды механических колебаний и механических волн, ученых, внесших весомый вклад в становление теории колебаний, виды электромагнитных волн по их длине (частоте), основные элементы колебательного контура и приемника радиоволн;
- приводит примеры проявлений и применений колебательных и волновых явлений в природе и технике, применения электромагнитных волн;
- различает поперечную и продольную волны, основные характеристики и сройства электромагнитных волн различного диапазона;
- формулирует признаки гармонических колебаний;
- записывает уравнения гармонических колебаний и формулу периода колебаний в колебательном контуре;
- может описать основные характеристики колебательного и волнового движений, собственные и свободные колебания, колебания маятника, распространение упругой волны, преобразования энергии в колебательном контуре на основе закона сохранения и превращения энергии, образование и распространение электромагнитных волн; обосновывать механическую волну как особый вид движения на примере передачи колебаний в упругой среде, экологические проблемы, связанные с использованием радиотехнических устройств; характеризовать суть метода физических идеализаций на примере гармонических колебаний, скорость распространения, длину и период электромагнитной волны как физические величины; сравнить параметры колебаний по их уравнениям движения, свойства электромагнитных волн зависимости от длины волны; представлять электромагнитную волну схематично; оценить вклад отечественной науки в развитие радиотехники; систематизировать знания о электромагнетизме как физическую теорию;
- способен (а) наблюдать колебания маятника, электромагнитные колебания, пользуясь осциллографом; пользоваться радиотехническими устройствами; определять период колебаний маятника, длину электромагнитной волны по ее частоте; соблюдать правила проведения наблюдений колебательных и волновых процессов, а также правила безопасности жизнедеятельности при работе с радиотехническими приборами; исследовать зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины его подвеса;
- может решать задачи, применяя основные параметры гармонических колебаний, формулу взаимосвязи длины, периода и скорости распространения волны; представлять полученные результаты графически и с помощью формул.
Лабораторная работа
Изготовление маятника и определение периода его колебаний.
Демонстрации
Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.
Вынужденные колебания.
Резонанс.
Колебания тел как источников звука.
Роль упругой среды в передаче звуковых колебаний.
Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.
Зависимость высоты тона от частоты колебаний.
Отражение звуковых волн.
Применение ультразвука.
Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре и зависимость их частоты от электроемкости и индуктивности контура.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Шкала электромагнитных волн.