История изучения атома. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Н. Бора. Излучение и поглощение света атомами. Атомные и молекулярные спектры. Спектральный анализ и его приложения. Рентгеновское излучение. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Нуклоны. Ядерные силы и их особенности. Устойчивость ядер. Физические основы ядерной энергетики. Энергия связи атомного ядра. Способы высвобождения ядерной энергии: синтез легких и разделение тяжелых ядер. Цепная реакция деления ядер урана. Ядерная энергетика и экология. Радиоактивность. Виды радиоактивного излучения. Период полураспада. Получение и применение радио нуклидов. Дозиметрия. Дозы излучения. Радиоактивная защита человека. Элементарные частицы. Общая характеристика элементарных частиц. Классификация элементарных частиц. Кварки. Космическое излучение.
По окончанию изучения темы:
Ученик:
- называет основные этапы развития ядерной физики и ее творцов, общие параметры атомных электростанций Украины;
- приводит примеры применения радиоактивных изотопов в производстве и в других науках;
- различает естественную и искусственную радиоактивность, ядерные реакции деления тяжелых ядер и синтеза ядер легких изотопов; формулирует постулаты Бора и записывает их;
- может описать опыт Резерфорда и механизмы происхождения различных видов излучения; обосновывать возможность высвобождения атомной энергии и делать вывод о современных экологических проблемах ее использования; характеризовать ядерную модель атома, строение атома ядра, сравнивать свойства протонов и нейтронов; объяснить природу радиоактивного излучения, механизм ядерных реакций деления и синтеза;
- способен (а) наблюдать и пользоваться фотографиями треков элементарных частиц и определять их массу, энергию и электрический заряд; оценить вклад украинских ученых в исследование строения атомов и ядер атомов и становления атомной энергетики; пользоваться
бытовым дозиметром, соблюдая правила работы с ним; делать вывод об историческом характере и общественной обусловленности развития физической науки;
- может решать задачи, применяя формулу взаимосвязи массы и энергии; представлять результаты измерения радиоактивного фона в виде радиологической карты местности; исследовать и обобщать экологические проблемы региона, связанные с природным и техногенным радиоактивным фоном и применением радиоактивных изотопов и рентгеновского излучения в медицине, на производстве.
Лабораторная работа
Наблюдение непрерывного и линейчатых спектров вещества.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда.
Строение и действие счетчика ионизирующих частиц.
Фотографии треков частиц.