Что такое речевое поведение и речевой этикет. Что значит быть интересным и приятным собеседником. Какие нравственные основы общения.
Как обращаться к людям. Как извиниться и прощать. Как вежливо отказаться или согласиться. Как выражать благодарность.
Когда уместно пользоваться телефоном. Что значит "уметь переписываться". Как оформить письмо, направляемое в сети Интернет.
Каковы основные правила невербального общения. Когда жесты бывают красноречивее слов. Почему жесты многозначны.
Почему одежда является проявлением индивидуальности. Что такое мода и стиль. Как соотносятся веяния моды и этикет. Как подобрать для себя одежду.
Что нужно помнить, посещая больного. Как вести себя в поликлинике и больнице. Каковы особенности поведения в дни грусти и печали. Как выражать соболезнования и утешать.
Каков этикет особых случаев и поведение в различных жизненных ситуациях (на празднике, на свадьбе, в музее и библиотеке, в гостях). Как выбирают и принимают подарки. Как устроить праздник дома или в школе.
По окончанию изучения темы:
Ученик / ученица:
Рассказывает о необходимости доброжелательности, искренности, внимания и уважения к партнеру в общении.
Формулирует и использует важнейшие правила беседы (для говорящего, для того, кто слушает).
Моделирует ситуации и решает их.
Ученик / ученица:
Обосновывает важность соблюдения правил речевого этикета.
Использует в различных ситуациях уместные словесные формы.
Оценивает общения свое и других, опираясь на нормы этикета.
Моделирует и разрешает ситуативные задачи.
Ученик / ученица:
Объясняет особенности правил дистанционного общения.
Использует умение дистанционного общения (письменного и электронной переписки и телефонных разговоров).
Моделирует и разрешает ситуации.
Ученик / ученица:
Объясняет понятие невербального общения.
Иллюстрирует применение людьми средств невербального общения (позы тела, жестов, мимики).
Использует и объясняет основные жесты.
Характеризует особенности жестикуляции и содержание отдельных жестов у разных народов.
Моделирует и разрешает ситуативные задачи.
Ученик / ученица:
Приводит примеры различных стилей и форм одежды.
Характеризует роль моды и стиля в жизни человека.
Объясняет, как выявляются нормы этикета в одежде и внешности человека.
Моделирует и разрешает ситуации.
Ученик / ученица:
Характеризует особенности поведения при уходе за больными, пребывание в поликлинике и больнице.
Особенности поведения и этикетных норм в дни траура и памяти павших.
Проявляет уважение к традициям почитания умерших родственников (поминальных дней).
Моделирует и разрешает ситуативные задачи.
Ученик / ученица:
Особенности поведения в общении с незнакомыми людьми.
Анализирует собственное поведение и поведение других, учитывая многообразие жизненных ситуаций.
Рассказывает о важности соблюдения норм этикета в различных ситуациях.
Использует правила этикета в своем поведении в различных ситуациях школьной и внешкольной жизни.
Моделирует и разрешает ситуации.