«Первый писатель третьего тысячелетия» серб М. Павич. Воплощение в рассказе «Дамаскин» черт постмодернизма. Возможность выбора путей чтения произведения на двух его «перекрестках» (в т.ч. на компьютере) как проявление характерной для постмодернистской литературы игры писателя с текстом и читателем, «отказа от монопольного права автора на истину».
Интенсивное использование фактов византийской и поствизантийской культуры («виртуальный историзм») как характерный признак творчества М. Павича.
По окончанию изучения темы:
- Рассказывает о главных вехах жизненного и творческого пути писателя и место в нем рассказа «Дамаскин»;
- Приводит примеры воплощения в рассказе «Дамаскин» черт постмодернизма: «борьба за читателя» и ее средства: интенсивное использование фактов византийской и поствизантийской культуры (в частности, средств воспроизведения «местного колорита»: балканских имен и географических названий, бытовых деталей и т.п.);
- Называет и иллюстрирует примерами из текста любимые художественные средства писателя: развернутые (похожие на барочные) метафоры, парадоксальные портреты и пейзажи, каталогизация, «плетение словес» и др.);
- Дает определение понятия «постмодернизм» (как эпохи в жизни мировой литературы и культуры конца ХХ - начала ХХI века).