Музыка и искусство слова
Музыкальное искусство 5 класс
Раскрытие широкой палитры связей музыки с литературой через родственные по характеру образы. Сравнение музыкальных и литературных произведений, отражающих различные явления жизни, в частности, на примерах вокальных (песня, песня-романс), хоровых (кантата), и музыкально сценических (опера, балет, мюзикл) жанров. Исполнение народных и композиторских песен, раскрывающих основные задачи темы. Развитие вокально-хоровых навыков. Импровизация простых мелодических оборотов и ритмического сопровождения к песням. Интерпретация содержания прослушанных и выполненных музыкальных произведений, выражения собственного эмоционально эстетического отношения к ним. Выявление специфики образного языка музыкального искусства по сравнению с образным языком литературы. Усвоение основных музыкальных понятий и терминов: вокализ, кантата, мюзикл, либретто, сценарий. Осознание явления синтеза музыкального и литературного искусств в театре и кинематографе.
Ориентировочный материал для восприятия:
С. Рахманинов. Вокализ, Л. Ревуцкий. Песня, Р. Савицкий. Вариации на тему песни "Ехал казак за Дунай", М. Лысенко. Кантата "Радуйся, ниво неполитая" (5ч. "Оживут степи, озера"), М. Лысенко. Увертюра к опере "Тарас Бульба", В.А. Моцарт. Хор "Откуда приятный и нежный звон" из оперы "Волшебная флейта ", С. Прокофьев. Фрагменты из балета "Золушка" ("Па-де-шаль", "Аморозо"), украинская народная песня "Журавль", П. Чайковский. Фрагмент 4ч. симфонии № 2, украинская народная сказка "Волшебная скрипка", закарпатские народные мелодии, грузинская народная сказка "Чонгурист", грузинская народная мелодия, И. Крылов. Басня "Квартет", В. Барвинский. Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели (2ч.), К. Паустовский. "Старый повар", В. А. Моцарт. Концерт для ф-но с оркестром № 23 (фрагменты), В. Короленко. "Слепой музыкант", Р. Роджерс. Фрагмент из к / ф "Звуки музыки".
Вариативный материал для восприятия:
В. Барвинский. Песня без слов, Л. Бетховен. Обработка песни "Ехал казак за Дунай", С. Гулак-Артемовский. Финал оперы "Запорожец за Дунаем", П. Чайковский. Фрагменты из балета "Щелкунчик, Л. Глебов. Байка "Музыки", В. Короленко. "Слепой музыкант" (эпилог), П. Чайковский. "Импровизация", Л. Бетховен. Увертюра "Кориолан" (фрагмент, фортепиано), Л. Толстой. Сцена бала из романа "Война и мир", С. Прокофьев. Вальс из оперы "Война и мир".
Ориентировочный материал для выполнения:
А. Антоняк. "Ода песне", С. Климовский. "Ехал казак за Дунай", украинская народная песня "Рано встали казаки", А. Янушкевич. "Радужная песня", норвежская народная песня "Волшебный смычок", А. Житкевич. "Все это нужно мне", украинская народная песня "Ой на горе жнецы жнут", Р. Роджерс. "До-ре-ми" (из к / ф "Звуки музыки").
Вариативный материал для выполнения:
Б. Фильц. "Любим землю свою", А. Семенов. "Звучи, родной язык", И. Кирилина. "Песенка", В. Кныш. "Запорожцев слава", украинская народная песня "Ой, на горе ржи много", украинская колядки, М. Балема. "Мы верные друзья", А. Мигай. "Сказочный бал", В. Кныш. "Щедрый вечер", Н. Красоткин. "Прекрасные обращения".
По окончанию изучения темы:
Ученик наблюдает:
- за интонационно-образным развитием музыки и обнаруживает общее и отличное между музыкой и литературой в отражении окружающего мира;
распознает:
- основные средства выразительности, основные музыкальные жанры и их особенности в воплощении жизненного содержания;
сравнивает:
- произведения различных жанров и образный язык музыкальных и литературных произведений;
характеризует:
- особенности выражения жизненного содержания вокальными (песня, песня-романс), хоровыми (кантата) и музыкально-сценическими (опера, балет, мюзикл) жанрами;
- особенности игры на разных музыкальных инструментах;
приводит примеры:
- вокальной и инструментальной музыки, взаимопроникновение разных видов искусств в отображении жизненных образов;
отчетливо выполняет:
- народные и композиторские песни;
соблюдает правила:
- фразировки и дыхания при выполнении музыки;
импровизирует:
- простые мелодические обороты, ритмичное сопровождение к песням;
интерпретирует:
- содержание прослушанных и выполненных музыкальных произведений;
высказывает суждения о:
- специфике интонационно-образного языка музыки по сравнению с другими видами искусств;
- единстве музыки и слова;
- художественно-образной палитре
- украинском песенном фольклоре и его жизненном содержании;
выражает и обосновывает:
собственно эмоционально-эстетическое отношение к музыкальным и литературным образам.
Вам могут пригодиться:
Реферат: Мастерство игры на пианино С. Рахманинова
Реферат по музыке, искусству
Его имя стоит в одном ряду с прославленными именами пианистов-композиторов Ф. Листа и Ф. Шопена. Многочисленные звукозаписи сохранили для нас неповторимое звучание рояля под руками Рахманинова. А что может быть ценнее для любителей музыки, чем исполнение замечательных музыкальных произведений самим автором!..
Творчество Сергея Рахманинова оказало огромное влияние на исполнительское искусство двад...
Реферат: Уникальность Рахманинова
Реферат по музыке, искусству
Итак, почему же Рахманинов? Действительно, сложно ответить, почему для нашей с вами беседы я выбрала именно этого великого композитора. На начальном этапе подготовки в моём сознании проносились множества фамилий, действительно великих композиторов с большой буквы: В.А. Моцарт, Ф. Шопен, Ф. Лист, Дж. Верди, Ж. Бизе, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, наконец, П.И. Чайковский, А.Н....
Реферат: Жизненный путь Моцарта
Реферат по музыке, искусству
Летом 1791 Моцарт получил анонимный заказ на сочинение Реквиема (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт долго не решался взяться за выполнение этого заказа не только из-за загруженности другой работой, но и из суеверия. Дурное предчувствие Моцарта сбылось: он умер от скоротечной болезни, успев написать только первые шесть частей Рек...
Реферат: Массовая и элитарная культура
Реферат по музыке, искусству
Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культу...
Реферат: Лысенко Николай Витальевич - выдающийся музыкальный и общественный деятель
Реферат по музыке, искусству
У 1852 році хлопця відвезли до Києва в пансіон Вейля, звідки він, провчившись усього декілька місяців, переходить до іншого — пансіону француза Гедуена. У цьому закладі музика займала не останнє місце у вихованні та навчанні. Одинадцятирічний хлопчина показав себе майже одразу як у здібностях, так і в старанності.
Літні канікули Микола завжди проводив у рідному селі. На той час туди приїжджав з П...
Реферат: Сергей Прокофьев
Реферат по музыке, искусству
Советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). С 1902 занимался композицией у Р. М. Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (музыкально-теоретические дисциплины), А. Н. Есиповой (фортепьяно), Н. Н. Черепнина (дирижирование); окончил её как композитор (1909) и пианист (1914). В годы ...
Реферат: Василий Барвинский
Реферат по музыке, искусству
За свою багатовікову історію український народ створив високу мистецьку культуру. У невичерпній скарбниці музичної України – могутня сила дум та історичних пісень, чистота і ніжна краса ліричних, безжальна викривальність сатиричних, життєлюбність жартівливих пісень, мистецька довершеність поліфонічного народного багатоголосся, розмаїта інструментальна культура, що корінням своїм сягає вглиб століт...
Реферат: Людвиг ван Бетховен
Реферат по музыке, искусству
Тяжка політична атмосфера і повна глухота доводять Бетховена до відчаю. Він все більше відчужується від людей, а з найближчими спілкується з допомогою “розмовних” зошитів. Матеріальне становище його теж незавидне. В Європі появляються нові віяння і творчість Бетховена не знаходила розуміння. За допомогою друзів було організоване виконання його Дев’ятої симфонії, але автор її вже зовсім не чув і ті...
Реферат: Жизнь Бетховена
Реферат по музыке, искусству
В жизни многих людей когда-нибудь наступает моменты, требующие локализации всех жизненных сил. Кому-то здесь везет больше, кому-то меньше.
Что значит для человека потерять слух? Когда ты уже не можешь делать какие-то привычные и очевидные вещи, когда слышишь только изнуряющий шум, пронизывающий всю голову, и осознаешь, что жить с этим придется долгие годы, без пения птиц, звуков прилива, даже ст...
Реферат: Песни украинских советских композиторов
Реферат по музыке, искусству
В українській радянській музиці помітне місце посідає пісня. В ній відбиваються важливі події нашого суспільного життя, розкриваються почуття людей, їхні думки, прагнення, мрії. Вона нескладна для сприйняття і виконання, отже більш доступна широким масам, ніж інші музичні жанри. Звідси й назва її — радянська масова пісня.
Наші музично-культурні діячі вважали, що через пісню лежить найкоротший шля...