Связь времен в музыкальном искусстве
Музыкальное искусство 8 класс
Выявление особенностей и различий академической и развлекательной музыки с их жизненным содержанием и назначением роли музыкального искусства в обществе в разные исторические эпохи и в жизни каждого человека. Сравнение стилевых направлений развлекательной музыки (джаз, рок, диско и т.п.) по сферам их эмоционального воздействия. Определение характерных черт творчества известных композиторов прошлого и современности. Характеристика музыкального наследия выдающихся представителей различных национальных культур. Выполнение композиторских и народных песен, раскрывающих основные задачи темы. Развитие вокально-хоровых навыков. Интерпретация содержания прослушанных и исполненных произведений об особенностях воплощения гуманистических идей и жизненного содержания. Усвоение основных понятий и терминов: академическая (серьезная), развлекательная (легкая) музыка, стилевые направления - джаз, рок, диско и т.д. Осознание значения музыкального искусства в жизни современного человека и в разные эпохи.
Ориентировочный материал для восприятия:
И. С. Бах. Токката и фуга ре минор, Л. Бетховен. Соната № 14, Л. Ревуцкий. Симфония № 2 (финал), И. Штраус. Полька-пиццикато, Ж. Бизе. Фрагменты из оперы "Кармен", Ж. Бизе Р. Щедрин. "Кармен-сюита", Б. Окуджава. "Ваше величество, женщина", Э. Вилла-Лобос. Ария из Бразильской Бахиана № 5, А. Шнитке. Сюита в старинном стиле, "Молитва" (спиричуел), Л. Армстронг. "Блюз Западной окраине", Л. и Ж. Колодуб. Фрагменты сюиты из мюзикла "Приключения на Миссисипи", Ш. Дюмон. "Нет, я ни о чем не жалею", Д. Дассен. "Бабье лето", П. Каас "Бези" ("Bessie"), Э. Пресли. "Все в порядке, мама", Дж. Леннон, П. Маккартни. "Девушка" ("The Girl"), "Шоу должно продолжаться" ("The show must go on") группы "Queen", И. Дунаевский. "Марш веселых ребят", Р. Паулс. "Маэстро", "Город золотой" (в обработке Б. Гребенщикова), украинские народные песни "Там, где Ятрань круто вьется", "Веснянка", "Ой, у гаю при Дунаю", В. Ивасюк. "Два перстня", "Песня будет среди нас", С. Вакарчук. "Друг".
Вариативный материал для восприятия:
Л. Колодуб. "Карпатская рапсодия", М. Дремлюга. Концерт для бандуры с оркестром (1ч.), Д. Херман. "Хелло, Долли", "Коломыя" ("Тыква трио"), А. Козлов. "Ностальгия", Ф. Лей. "История любви", "Чао, бамбино", П. Мориа. "Мельница", "Мы - чемпионы" ("We are the champions") группы "Queen", "Еще один кирпичик в стене" ("Another Brick in the Wall") группы "Pink Floyd", В. Лепин. "Возьми гитару", В. Высоцкий. "Я не люблю", А. Богачук. "Тишина вокруг", В. Ивасюк. "Златовласка", С. Вакарчук. "9-1-1".
Ориентировочный материал для выполнения:
Л. Квинт. "Здравствуй, мир!", П. Майборода. "Моя тропинка", И. Шамо. "Мой Киев", Дж.Леннон, П. Макартни. "Вчера" ("Yesterday"), В. Высоцкий. "Песня о друге", В. Ивасюк. "Червона рута".
Вариативный материал для выполнения:
П. Сигер. "Все мы преодолеем", Б. Фильц. "Любите Украину", П. Майборода. "Киевский вальс", Т. Петриненко. "Господи, помилуй нас", А. Розенбаум. "Вальс-бостон".
По окончанию изучения темы:
Ученик наблюдает:
- за интонационно-образной драматургией (взаимодействием образов - проявлений жизни) музыкальных произведений;
распознает:
- виды и жанры музыки, стилевые направления в украинской и зарубежной музыкальной культуре по сферам их эмоционального воздействия на человека;
сравнивает:
- принципы композиционного строения произведений различных жанров и форм по отражению ими жизненных образов;
- особенности академической и развлекательной музыки; характеризует:
- основные черты творчества известных композиторов прошлого и современности;
приводит примеры:
- музыкального наследия выдающихся представителей различных национальных культур;
называет:
- основные виды и жанры музыкального искусства;
ориентируется:
- в стилевых направлениях музыкального искусства;
умеет:
- реализовать полученные знания в собственной творческой деятельности;
отчетливо выполняет:
- современные песни украинских и зарубежных композиторов;
высказывает суждения о:
- особенностях воплощения гуманистических идей и жизненного содержания в музыке;
- значении музыкального искусства в жизни человека в разные эпохи;
обосновывает:
- логику развития музыкальных явлений как отражение явлений жизни.