Факторы, обеспечивающие существование жизни на Земле.
Роль воды в природе, круговорот воды.
Воздушная оболочка Земли. Температура и атмосферное давление. Движение воздуха. Ветер.
Погода и наблюдения за ней.
Рельеф. Факторы, влияющие на формирование рельефа.
Минералы, горные породы и их свойства. Полезные ископаемые.
Приспособления организмов к условиям существования.
Наблюдения.
За изменениями температуры воздуха и атмосферного давления в течение определенного промежутка времени.
Демонстрация:
работы с нивелиром, коллекций пород и минералов, полезных ископаемых; парообразования, кипения, конденсации, твердения, теплового расширения воды; растворимости веществ в воде; модели флюгера (определение направления ветра на модели флюгера; теплопроводности воздуха; наличии кислорода, воды в воздухе.
Практические работы:
1. Обозначение на контурных картах основных форм рельефа Украины.
2. Свойства воды.
3. Обозначение на контурных картах водных объектов Украины.
По окончанию изучения темы:
Ученик:
называет:
- факторы жизни на Земле;
- водные объекты своей местности;
- состав и свойства воздуха;
- метеорологические приборы;
- формы земной поверхности;
- явления, приводящие к изменению рельефа: выветривания, перемещения и накопления горных пород, отслоения;
приводит примеры:
- примет, которые сулят погоду;
- основных форм рельефа своей местности;
- пород и минералов;
- полезных ископаемых своего региона;
- влияния температуры на развитие живых организмов;
объясняет:
- роль и круговорот воды в природе; причины изменения погоды; значение полезных ископаемых для человека;
сравнивает:
- формы земной поверхности;
наблюдает и описывает:
- свойства воздуха;
- изменение погоды, температуры воздуха в течение суток, месяца, года;
- образцы пород и минералов;
соблюдает правила:
- пользования приборами (нивелиром, осадкомерами, флюгером, мерной посудой, термометром, барометром и т.п.);
- обозначения на контурных картах основных форм рельефа; безопасности при выполнении опытов;
- фиксирования результатов наблюдения;
делает выводы:
- о значении воздуха и воды для жизни на Земле;
- о необходимости охраны вод и воздуха;
- о необходимости рационального использования полезных ископаемых.