Оксиды, их состав, названия.
Кислоты, их состав, названия.
Соли (средние), их состав, названия.
Основы, их состав, названия.
Физические и химические свойства оксидов: взаимодействие с водой, кислотами, щелочами, другими оксидами. Классификация оксидов. Оксиды в природе. Использование оксидов. Физические и химические свойства кислот: действие на индикаторы, взаимодействие с металлами, основными оксидами и основаниями, солями. Классификация кислот. Понятие о ряде активности металлов. Реакции замещения и обмена. Меры безопасности при работе с кислотами. Использование кислот.
Физические свойства оснований. Классификация основ. Химические свойства щелочей: действие на индикаторы, взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями. Реакция нейтрализации. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Меры безопасности при работе с щелочами. Использование основ.
Понятие о амфотерных гидроксидах.
Физические и химические свойства средних солей: взаимодействие с металлами, кислотами, щелочами и другими солями. Распространение солей в природе и их практическое значение.
Генетические связи между классами неорганических соединений.
Общие способы получения оксидов, кислот, оснований, солей.
Значение экспериментального метода в химии.
Расчетные задачи:
5. Расчеты по химическим уравнениям массы, объема, количества вещества реагентов и продуктов реакций.
Демонстрации:
1. Образцы оксидов.
2. Взаимодействие кислотных и основных оксидов с водой.
3. Образцы кислот.
4. Химические свойства кислот.
5. Добыча соляной кислоты и опыты с ней.
6. Образцы основ.
7. Химические свойства оснований.
8. Доведение амфотерности цинк гидроксида.
9. Образцы солей.
10. Химические свойства солей.
11. Взаимодействие кальций оксида с водой, исследования образованного раствора индикатором, пропускания углекислого газа сквозь раствор.
12. Сжигания фосфора, растворение добытого фосфор (V) оксида в воде, исследования раствора индикатором и нейтрализация его щелочью.
Лабораторные опыты:
1. Действие растворов кислот на индикаторы.
2. Взаимодействие соляной кислоты с металлами.
3. Действие растворов щелочей на индикаторы.
4. Взаимодействие растворов щелочей с кислотами.
5. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.
6. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
7. Взаимодействие солей с металлами.
8. Взаимодействие солей с щелочами в растворе.
9. Реакция обмена между солями в растворе.
10. Решение экспериментальных задач.
Практические работы:
1. Исследование свойств основных классов неорганических соединений.
2. Решение экспериментальных задач.
По окончанию изучения темы:
Ученик:
- называет оксиды, кислоты, основания, соли по современной научной украинской номенклатуре, некоторые индикаторы;
- описывает распространенность представителей основных классов неорганических соединений в природе;
- приводит примеры основных и кислотных окислов, оксигеносодержащих и безоксигеновых, одно-, двух-, три основных кислот, растворимых и нерастворимых оснований, амфотерных гидроксидов, солей;
- составляет формулы этих соединений;
- различает реакции замещения, обмена, нейтрализации, основные и кислотные оксиды, растворимые и нерастворимые основания, амфотерные гидроксиды, средние соли;
- характеризует физические и химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей;
- составляет соответствующие уравнения реакций;
- классифицирует неорганические вещества;
- устанавливает генетическую связь между простыми и сложными веществами, классами неорганических соединений;
- обосновывает зависимость между составом, свойствами и применением веществ;
- прогнозирует ход химических реакций солей и кислот с металлами, используя ряд активности;
- оценивает значение неорганических соединений;
- вычисляет по уравнениям химических реакций массу, количество и объем газа (н. у.), по известной массе, количеству вещества одного из реагентов или продуктов реакции;
- распознает опытным путем кислоты и щелочи с помощью индикаторов;
- составляет план эксперимента, проводит его, делает выводы;
- решает экспериментальные задачи;
- высказывает суждения о значении химического эксперимента как источника знаний, о влиянии веществ на окружающую среду и здоровье человека;
- соблюдает меры предосторожности при работе с кислотами и щелочами.