Язык изобразительного искусства
Изобразительное искусство 5 класс
Тема 1. Ассоциативно-образная речь
Развитие чувственно-эмоционального восприятия, ассоциативно-образного мышления.
Тема 2. Ассоциативно-образная форма
Развитие эстетического восприятия и целостного видения предметов и явлений окружающего мира, умение выделить главное в явлениях бытия.
Учебные задания
Эмоционально-образные методы:
Живопись: цвет (ахроматический, хроматический), тон, колорит, пятно, мазок; эмоциональное соотношение цветных и музыкальных контрастов, настроений и характеров.
Графика: точка, линия, штрих, пятно, силуэт, фактура, выявления выразительности и ассоциативности (разная толщина линий, фактура линий, пятен и т.д.).
Скульптура: объем, пластика формы, фактура, выявление ассоциативности пластики и фактуры формы (рельеф, круглая скульптура).
Композиционные средства и приемы
Организация изображения в композиции:
- выбор формата листа (квадрат, прямоугольник вертикальный, горизонтальный);
- выявление главного и второстепенного в композиции; целостность формы, композиционный центр, симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, цвет как акцент.
Ориентировочные тематические задачи:
- цветовые ассоциации (грусть-радость, спокойствие-напряжение, на основе восприятия музыкальных и литературных произведений, состояния природы и др.);
- различный характер линий (нежные, колючие и т.д.);
- цветовые сочетания (образование цвета различными средствами, смешивания и наложения красок и т.п.);
- ритм линий и пятен (музыкальные и естественные ассоциации);
- ассоциативность различных художественных техник (бумагопластики, акварель по-мокрому, монотипия, штамповки и т.д.);
- ассоциативная композиция ("Праздник", "Музыка", "Настроение" и др.);
- ассоциативность и образность природных форм в сочетании с техникой исполнения (деревьев, животных, птиц, насекомых и т.п.);
- символичность форм ("Дерево-Жизнь");
- ассоциативность декора и связь с формой (узор, фактура, пластика форм);
- композиция "Новогодний праздник".
Материалы и техника исполнения
Карандаши, ручки (шариковые, гелевые), тушь, перо, фломастеры, акварель, гуашь, пластилин, (глина), пластика, соленое тесто. Монотипия, кляксография, гратография, набрызг, штамповка, коллаж, аппликация, оригами, бумагопластика.
По окончанию изучения темы:
Ученик распознает:
- природные формы и явления в определенном эмоциональном состоянии;
- виды изобразительного искусства;
- предметное и беспредметное (абстрактное) искусство;
наблюдает:
- за природными формами окружающей среды;
сравнивает:
- характер линий, цвета и цветовые сочетания и чувственно-эмоциональную окраску;
- характер природных форм;
характеризует:
- виды изобразительного искусства и их специфику;
умеет:
- использовать средства художественной выразительности разных видов искусства;
- создавать ассоциативные образы;
- проявлять свои чувства, эстетические переживания изобразительными средствами;
- передавать настроение, эмоциональный характер форм, состояние природы средствами живописи, графики, скульптуры и т.д.;
- образовывать и отличать оттенки одного цвета (разная насыщенность и свет);
- образовывать оттенки различных цветов и соответствующих цветовых сочетаний для создания композиций;
- выполнять творческие композиции в разных техниках как единолично, так и в группах;
высказывает суждение о:
- плоскостных и объемных формах искусства;
- художественной выразительности форм (эмоциональный характер);
- средствах и приемах организации композиции в определенном формате (ритм, равновесие, целостность формы, композиционный центр, симметрия, асимметрия, цвет как акцент);
приводит примеры:
- произведений реалистического и декоративного, первобытного и современного искусства;
анализирует:
- свои чувства и собственное видение художественного произведения;
- с помощью учителя результаты собственной работы, достижения и недостатки, определяет пути совершенствования;
придерживается правил:
- техники безопасности при работе с различными художественными материалами и инструментами.
Вам могут пригодиться:
Реферат: Виды искусств и теория происхождения искусства
Реферат по изобразительному искусству, черчению
На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.
Помощь в познании мира через эмоциональное восприяти...
Реферат: Виды изобразительного искусства
Реферат по изобразительному искусству, черчению
Монументальная живопись — живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.
Основные техники монументальной живописи — фреска, а секко, мозаика, витраж.
Монументальная живопись — древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные ее образцы ост...
Реферат: Классификация основных видов изобразительного искусства
Реферат по изобразительному искусству, черчению
Изобразительное искусство объединяет близкие друг другу живопись, графику, скульптуру, художественную фотографию.
Оно едва ли не наиболее древнее среди других видов искусства и, по существу, сопутствует человеку с доисторических времен. Еще в эпоху палеолита первобытные люди создали множество пещерных изображений, росписей и произведений прикладного искусства, воспроизводивших конкретные факты и ...
Реферат: Сущность и происхождение искусства
Реферат по изобразительному искусству, черчению
Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем гр...
Реферат: Живопись
Реферат по изобразительному искусству, черчению
Наиболее прославленное произведение Леонардо - знаменитая “Тайная вечеря” в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие. Это роспись, в настоящем своем виде представляющая руину, была выполнена между 1495-1497 годами. Причина быстрой порчи, дававшей о себе знать уже в 1517 году, заключалась в своеобразной технике, сочетавшей масло с темперой.
В связи с “Тайной вечерей” Вазари приводит в своем жи...
Реферат: Скульптура
Реферат по изобразительному искусству, черчению
По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности. Монументально-декоративная
Скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественны...
Реферат: Графика и ее виды
Реферат по изобразительному искусству, черчению
Графика и её виды
Искусство - одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества. Суть искусства определяется тем, что что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Само собой, искусство должно было пр...
Реферат: Цвет и дизайн
Реферат по изобразительному искусству, черчению
Иногда мы воспринимаем предмет как цветовое пятно, а уже потом как объем. Цвет и цветовые сочетания могут быть очень активными, а могут быть и нейтральными, могут настораживать или расслаблять.
Восприятие цвета у разных людей, в общем, сходно. У цвета есть объективные качества, их нужно знать, чтобы анализировать свои ощущения и пользоваться цветом как средством создания гармонической предметной ...
Реферат: Гармония цвета
Реферат по изобразительному искусству, черчению
Существует три основных цвета - красный, жёлтый, синий. Давайте нарисуем равносторонний треугольник, каждую вершину которого последовательно обозначим основными цветами (рис. 196). Известно, что и все остальные цвета получаются при смешивании основных цветов: красный + жёлтый= оранжевый; жёлтый + синий= зелёный; синий + красный= фиолетовый.
Нарисуем ещё один точно такой же тр...
Реферат: Символика цвета
Реферат по изобразительному искусству, черчению
Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой - ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему.
Еще Гете отмечал действие цветов на настроение и делил с этой точки зрения ...
Реферат: Восприятие цвета
Реферат по изобразительному искусству, черчению
Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – совокупность ощущений. Так, воспринимая свежее, румяное, круглое, ароматное яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, зап...
Реферат: Оригами
Реферат по музыке, искусству
Главный фактор возрастания популярности этого искусства - это энтузиазм его приверженцев. Оригами входит в факультативную программу обучения многих ведущих образовательных центров для детей. Вы обнаружите этот предмет и в программе нескольких Киевских детских учебных заведений.
Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Сущест...
Реферат: Искусство Японии
Реферат по музыке, искусству
Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну неслыханной вежливости и сказочного богатства. Эти представления доминировали и тогда, когда в XVII-XVIII ве-ках сначала португальскими, а потом голландскими купцами и миссионерами были обнародаваны многочисленные факты из жизни и истории этой далёкой для европейцев стра...
Реферат: Изобразительная деятельность детей
Реферат по изобразительному искусству, черчению
Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи...
Реферат: Методика развития творческих способностей младших школьников
Реферат по педагогике
Использование приемов и методов дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников.
Применяются такие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная м...
Реферат: Аппликация как средство развития творческих способностей детей
Реферат по изобразительному искусству, черчению
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетичес...
Реферат: Рисование и инструменты для рисования
Реферат по изобразительному искусству, черчению
Карандаш (от тюрк. кара — черный и таш, даш — камень), стержень (часто в деревянной или металлической оправе) для письма, рисования, черчения.
Различного рода инструменты для письма существовали с незапамятных времен. Прототипом современного карандаша стало применявшееся в Европе с 13 века приспособление, в котором пишущие свинцовые или серебряные штифты для удобства пользования помещались в ...
Реферат: Методика проведения занятия по рисованию с натуры
Реферат по изобразительному искусству, черчению
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойс...
Реферат: Акварель
Реферат по изобразительному искусству, черчению
Кому не известны акварельные краски! Коробка с разноцветными плиточками, круглыми баночками или тюбиками. Смочишь водой мягкую кисть. Наберешь в нее краску. Потом коснешься бумаги — и загорится веселый мазок. Еще мазок, еще... Постепенно получается изображение. Веселую синеву небес, кружева облаков, пелену туманов лучше всего передать акварелью. А как она кстати, когда нужно изобразить заход солнц...
Реферат: Виды графики
Реферат по изобразительному искусству, черчению
В книге, являющейся одной из важнейших духовных потребностей современного человека, органически сочетается труд художника, издательских работников и полиграфистов. На долю художников книги выпадает ответственная задача воплощения средствами изобразительного искусства идейно-художественного замысла, содержание литературного текста и создание художественно-декоративного облика книги. Только гармонич...