В каком возрасте поздно учить иностранный язык?
Часто можно услышать о том, что детям легче изучать языки, что нужно начинать изучать язык до определенного возраста, если вы хотите знать его, разговаривать на нем и читать книги в оригинале и т.д. В этом есть доля правды.
Недавно было проведено исследование, во время которого использовалось сканирование головного мозга и различные инновационные статические методы. Это исследование показало, что действительно способности человека к изучению иностранных языков с годами снижаются.
Действительно, дети "впитывают иностранный язык, как губка", чего нельзя сказать о взрослых. Дети могут приложить больше усилий и выделить больше времени на изучение языка.
У взрослых же есть много других заданий, им приходится расставлять приоритеты. Кроме того, изучая иностранный язык в младшем школьном возрасте, детям проще освоить произношение и грамматику, им не приходится перестраиваться, так как навыки в произношении и грамматике родного языка менее укоренившиеся.
Правда, ни одно из перечисленных выше мнений не указывает на то, что есть определенный критический период для изучения языков. Все это лишь говорит о том, что молодым мотивированным людям легче выучить иностранный язык, чем старшему поколению.
Интересно, что между изучением языков в юном и в более зрелом возрасте есть еще одно важное отличие.
Люди старшего возраста, которые хорошо усваивают лексический материал, могут неплохо оперировать сложными грамматическими конструкциями, но уступают молодым в правильном и последовательном соблюдении более простых грамматических правил и норм.
Например, им сложно понять, почему "она играет" пишется "she plays", а "они играют" - "they play".
Им сложно объяснить, почему фраза "Я живу в Лондоне уже два года" (I have lived in London for two years) обозначает, что человек, как и раньше, тут живет, а фраза "Я прожил в Лондоне 2 года" (I lived in London for two years) значит, что человек переехал куда-то из Лондона.
Освоить такие не простые грамматические конструкции всегда можно с помощью репетитора английского языка.
Соответственно, есть такие части грамматики, которые даже "продвинутые" старшие ученики долго учатся использовать правильно, тогда как молодежь усваивает их еще на ранней стадии обучения.
Вот это наблюдение можно считать ключевым для идеи о "критическом периоде".
Периоде, до которого человек должен начать изучать иностранный язык, чтобы хорошо овладеть им.
Обычные статические методы демонстрируют постепенное снижение умений среди учеников более старшего возраста. В то же время сложно проверить показатели успешности людей всех возрастов и определить резкий спад, который бы показал, когда наступает критический период.
В исследовании, описанном в "Age Effects in L2 Grammar Processing as Revealed by ERPs and How (Not) to Study Them", использовали сравнительно новый метод анализа "generalized additive modelling".
Этот метод учитывает успешность изучения языка людьми всех возрастных групп с учетом дополнительных факторов, например, время, в течении которого человек использует язык.
При помощи электроэнцефалограммы исследовали мозговую активность 29 носителей немецкого языка и 66 человек, которые изучали этот язык, чтобы определить их реакцию на правильные предложения и несогласованные.
В комбинациях артикль + имя существительное немецкий язык требует согласования по родам. Так вот у носителей языка реакция на несоответствие между артиклем и именем существительным была очень сильной, они воспринимали несоответствие как грамматическую ошибку.
Не забываем, что всем премудростям языка Гёте, Ницше, Фрейда можно обучиться, записавшись в учебный центр на курсы немецкого языка.
А вот 66 человек, которые изучали этот язык, либо не реагировали на несоответствия, либо расценивали их как неправильно подобранное слово, но не как грамматическую ошибку. Особенно это касалось тех, кто начал изучать язык позднее.
Но изменения в показателях за возрастной характеристикой были постепенными, резкого прыжка не было, т.е. не существует определенного "критического периода" для изучения иностранных языков, просто не стоит откладывать дело в долгий ящик.
Недавно было проведено исследование, во время которого использовалось сканирование головного мозга и различные инновационные статические методы. Это исследование показало, что действительно способности человека к изучению иностранных языков с годами снижаются.
Действительно, дети "впитывают иностранный язык, как губка", чего нельзя сказать о взрослых. Дети могут приложить больше усилий и выделить больше времени на изучение языка.
У взрослых же есть много других заданий, им приходится расставлять приоритеты. Кроме того, изучая иностранный язык в младшем школьном возрасте, детям проще освоить произношение и грамматику, им не приходится перестраиваться, так как навыки в произношении и грамматике родного языка менее укоренившиеся.
Правда, ни одно из перечисленных выше мнений не указывает на то, что есть определенный критический период для изучения языков. Все это лишь говорит о том, что молодым мотивированным людям легче выучить иностранный язык, чем старшему поколению.
Сложности с грамматикой
Интересно, что между изучением языков в юном и в более зрелом возрасте есть еще одно важное отличие.
Люди старшего возраста, которые хорошо усваивают лексический материал, могут неплохо оперировать сложными грамматическими конструкциями, но уступают молодым в правильном и последовательном соблюдении более простых грамматических правил и норм.
Например, им сложно понять, почему "она играет" пишется "she plays", а "они играют" - "they play".
Им сложно объяснить, почему фраза "Я живу в Лондоне уже два года" (I have lived in London for two years) обозначает, что человек, как и раньше, тут живет, а фраза "Я прожил в Лондоне 2 года" (I lived in London for two years) значит, что человек переехал куда-то из Лондона.
Освоить такие не простые грамматические конструкции всегда можно с помощью репетитора английского языка.
Соответственно, есть такие части грамматики, которые даже "продвинутые" старшие ученики долго учатся использовать правильно, тогда как молодежь усваивает их еще на ранней стадии обучения.
Вот это наблюдение можно считать ключевым для идеи о "критическом периоде".
Периоде, до которого человек должен начать изучать иностранный язык, чтобы хорошо овладеть им.
Обычные статические методы демонстрируют постепенное снижение умений среди учеников более старшего возраста. В то же время сложно проверить показатели успешности людей всех возрастов и определить резкий спад, который бы показал, когда наступает критический период.
В исследовании, описанном в "Age Effects in L2 Grammar Processing as Revealed by ERPs and How (Not) to Study Them", использовали сравнительно новый метод анализа "generalized additive modelling".
Этот метод учитывает успешность изучения языка людьми всех возрастных групп с учетом дополнительных факторов, например, время, в течении которого человек использует язык.
При помощи электроэнцефалограммы исследовали мозговую активность 29 носителей немецкого языка и 66 человек, которые изучали этот язык, чтобы определить их реакцию на правильные предложения и несогласованные.
В комбинациях артикль + имя существительное немецкий язык требует согласования по родам. Так вот у носителей языка реакция на несоответствие между артиклем и именем существительным была очень сильной, они воспринимали несоответствие как грамматическую ошибку.
Не забываем, что всем премудростям языка Гёте, Ницше, Фрейда можно обучиться, записавшись в учебный центр на курсы немецкого языка.
А вот 66 человек, которые изучали этот язык, либо не реагировали на несоответствия, либо расценивали их как неправильно подобранное слово, но не как грамматическую ошибку. Особенно это касалось тех, кто начал изучать язык позднее.
Но изменения в показателях за возрастной характеристикой были постепенными, резкого прыжка не было, т.е. не существует определенного "критического периода" для изучения иностранных языков, просто не стоит откладывать дело в долгий ящик.
|
Відгуки користувачів: В каком возрасте поздно учить иностранный язык?
Додати коментар | ↑ на початок |