Философско-моральный конфликт драмы Педро Кальдерона "Жизнь - это сон"
«Жизнь - это сон» - одна из лучших драм Кальдерона. Писатель поднимает в ней важные вопросы человеческого существования: что такая жизнь, что такое человек, в чем заключается смысл ее бытия, что такое свобода, которая обуславливает поступки личности, которое ее место в мире, что является моральной основой для ее жизни и др..
Центральными категориями, которые интересуют художника, есть такие понятия, как Судьба, Человек, Мир, Бог, Честь, Жизнь, Добро, Зло, Свобода. Каждый из персонажей их понимает по-своему, и из их высказываний составляется целостный образ эпохи барокко.
Кальдерон стал выразителем барочного мировосприятия. В пьесе показана зависимость человека от высших сил, Судьбы и божественного Провидения.
Жизнь человека - непознанная тайна, оно лишь «сон», где нет ничего определенного и постоянного. Мир, как и Судьба, есть противоречивым и непостоянным, и личность постоянно ощущает на себе эту побежалость. Человек не является свободной в собственных поступках, так как прикованная цепями к своей Судьбе.
Душа человека - арена борьбы добрых и злых начал. Та или способная личность найти себя в отвесном коловороте жизни, или преодолеет она в себе темные силы, или постигнет настоящую сущность своего земного бытия? Эти проблемы поднимаются в произведении испанского драматурга.
Кальдерон впервые в мировой литературе отобразил могущество уволенного человеческого духу, показал, какие разрушительные силы скрытые в глубинах личности, и вместе с тем сделал ударение на величии человека, который идет нелегким путем к познанию себя и высших истин.
Главный герой драмы «Жизнь - это сон» осуществил большой подвиг - он разорвал все цепи, которые сдерживали его мысли, чувство, действия, и явил миру торжество своего раскованного духу. Вера в человека, в ее моральное преобразование и раскрепощение - главная мысль произведения, которое определяет его гуманистический пафос.
Кальдерон делает ударение на потому, что мир - вечная тайна, его нельзя постигнуть умом. В нем действуют не только реальные, а и потусторонние иррациональные силы, поэтому огромное значение имеют разные пророчества и приметы.
Мир - лишь манна. «Кто живое здесь - лишь грезит». Мир - лабиринт, где блуждает человек. Все эти формулы, характерные для эпохи барокко, ярко воплощено в драме Кальдерона.
Большого значения автор предоставляет Божьей воле. Герои постоянно обращаются в своих монологах и диалогах к Бог. Сехисмундо, главный герой пьесы, искренне молится Бог: «Бог правый, смилостивься, замены на ласку гнев!» Удивительные повороты в жизни принца обусловлены не только чистосердечным раскаянием его отца, а и волей Бог.
Мир в изображении Кальдерона преисполнен разногласий, в нем все быстро изменяется. Человеческое счастье, как и горе, минует, как сон. И жизнь в этом мире - лишь сон. А «изменяемость судьбы в круговерти» определяет существование всех смертных - от шутов до королей.
Писатель подчеркивает стихийность, необузданность, неустроенность мира, который оказывается в изображении естественных явлений (затемнение солнца, бурые, ураганы и т.п.), социальных событий (борьба за престол, восстание) и событий в личной жизни персонажей.
Характерной особенностью мировосприятия Кальдерона есть объединения мысленного и действительного, сна и реальности. В таком сложном синтезе разных начал живут его герои - люди эпохи барокко.
Человек в понимании Кальдерона - противоречивое существо. Охваченная разными страстями и желаниями, она способная обнаруживать как низменные инстинкты, так и высокие стремления. Почти каждый из персонажей ощущает в своей душе сложную борьбу. Так, Басилио много лет страдает от того, что собственноручно бросил сына в тюрьму. Росаура любит и вместе с тем хочет отомстить Астольфо.
Клотальдо переживает в своей душе острое столкновенье чувства и обязанности (он должен был убить Росауру, но она его родная кровь; Астольфо спас его от гибели, и он его должник, тем не менее Росаура требует от Клотальдо отомстить за нее).
В души Сехисмундо борются «зверячее» и человеческое, любовь и монаршая обязанность, добро и зло, Бог и Дьявол. Личность обрисована автором как объединение стихийных начал, непознанная и глубокая тайна.
Вывод. Религиозную идею спасения человеческой души Кальдерон соединил с актуальным социальным содержанием: человек должна быть не покорным и пассивным существом, которое во всем полагается на волю Божью. Она имеет самая превращать себя, бороться с собой, направляясь тяжелым путем к высшему абсолюту.
Центральными категориями, которые интересуют художника, есть такие понятия, как Судьба, Человек, Мир, Бог, Честь, Жизнь, Добро, Зло, Свобода. Каждый из персонажей их понимает по-своему, и из их высказываний составляется целостный образ эпохи барокко.
Кальдерон стал выразителем барочного мировосприятия. В пьесе показана зависимость человека от высших сил, Судьбы и божественного Провидения.
Жизнь человека - непознанная тайна, оно лишь «сон», где нет ничего определенного и постоянного. Мир, как и Судьба, есть противоречивым и непостоянным, и личность постоянно ощущает на себе эту побежалость. Человек не является свободной в собственных поступках, так как прикованная цепями к своей Судьбе.
Душа человека - арена борьбы добрых и злых начал. Та или способная личность найти себя в отвесном коловороте жизни, или преодолеет она в себе темные силы, или постигнет настоящую сущность своего земного бытия? Эти проблемы поднимаются в произведении испанского драматурга.
Кальдерон впервые в мировой литературе отобразил могущество уволенного человеческого духу, показал, какие разрушительные силы скрытые в глубинах личности, и вместе с тем сделал ударение на величии человека, который идет нелегким путем к познанию себя и высших истин.
Главный герой драмы «Жизнь - это сон» осуществил большой подвиг - он разорвал все цепи, которые сдерживали его мысли, чувство, действия, и явил миру торжество своего раскованного духу. Вера в человека, в ее моральное преобразование и раскрепощение - главная мысль произведения, которое определяет его гуманистический пафос.
Кальдерон делает ударение на потому, что мир - вечная тайна, его нельзя постигнуть умом. В нем действуют не только реальные, а и потусторонние иррациональные силы, поэтому огромное значение имеют разные пророчества и приметы.
Мир - лишь манна. «Кто живое здесь - лишь грезит». Мир - лабиринт, где блуждает человек. Все эти формулы, характерные для эпохи барокко, ярко воплощено в драме Кальдерона.
Большого значения автор предоставляет Божьей воле. Герои постоянно обращаются в своих монологах и диалогах к Бог. Сехисмундо, главный герой пьесы, искренне молится Бог: «Бог правый, смилостивься, замены на ласку гнев!» Удивительные повороты в жизни принца обусловлены не только чистосердечным раскаянием его отца, а и волей Бог.
Мир в изображении Кальдерона преисполнен разногласий, в нем все быстро изменяется. Человеческое счастье, как и горе, минует, как сон. И жизнь в этом мире - лишь сон. А «изменяемость судьбы в круговерти» определяет существование всех смертных - от шутов до королей.
Писатель подчеркивает стихийность, необузданность, неустроенность мира, который оказывается в изображении естественных явлений (затемнение солнца, бурые, ураганы и т.п.), социальных событий (борьба за престол, восстание) и событий в личной жизни персонажей.
Характерной особенностью мировосприятия Кальдерона есть объединения мысленного и действительного, сна и реальности. В таком сложном синтезе разных начал живут его герои - люди эпохи барокко.
Человек в понимании Кальдерона - противоречивое существо. Охваченная разными страстями и желаниями, она способная обнаруживать как низменные инстинкты, так и высокие стремления. Почти каждый из персонажей ощущает в своей душе сложную борьбу. Так, Басилио много лет страдает от того, что собственноручно бросил сына в тюрьму. Росаура любит и вместе с тем хочет отомстить Астольфо.
Клотальдо переживает в своей душе острое столкновенье чувства и обязанности (он должен был убить Росауру, но она его родная кровь; Астольфо спас его от гибели, и он его должник, тем не менее Росаура требует от Клотальдо отомстить за нее).
В души Сехисмундо борются «зверячее» и человеческое, любовь и монаршая обязанность, добро и зло, Бог и Дьявол. Личность обрисована автором как объединение стихийных начал, непознанная и глубокая тайна.
Вывод. Религиозную идею спасения человеческой души Кальдерон соединил с актуальным социальным содержанием: человек должна быть не покорным и пассивным существом, которое во всем полагается на волю Божью. Она имеет самая превращать себя, бороться с собой, направляясь тяжелым путем к высшему абсолюту.
|
Відгуки користувачів: Философско-моральный конфликт драмы Педро Кальдерона "Жизнь - это сон" - Кальдерон Педро
Додати коментар | ↑ на початок |