Конфликт лирического героя с реальностью в лирике Генриха Гейне
Вся творческая деятельность большого немецкого поэта Генриха Гейне связана с его борьбой за светлое будущее Германии, за свободу и счастье немецкого народа.
Творческое наследие Гейне проникнуто гуманистическими идеалами свободы человеческой личности. Высокое мастерство поэта, блестящий полемичный талант публициста сделали идеи Гейне понятными для людей, которые живут в разных уголках земного шара.
Но творческая личность Гейне развивалась в тот период, когда в литературе Германии, как и многих европейских стран, распространялось романтичное направление, которое повлияло на становление молодого поэта. Учась в Бонне, Гейне с захватом слушал блестящие за формой и богатые фактами лекции Августа Вильгельма Шлегеля, одного из теоретиков реакционного романтизма.
Но он не был слепым последователем своего учителя, о чем свидетельствуют и его стихотворения, и статья «Романтика», напечатанная в 1820 году. В нарушение идейно-эстетичных законов немецкой романтичной школы выдавать желаемое за действительность, Гейне выразил в статье мнение о том, что Германия свободна.
В своем поэтическом творчестве Генрих Гейне пошел значительно дальше немецких романтиков. Самыми весомыми произведениями двадцатых годов, которые поставили Гейне в передовые ряды тогдашней литературы, стали «Книга песен» и «Путейские картины».
Сборник «Книга песен» занял важное место не только в творческом наследии Гейне, но и сыграл важную роль в развитию всей немецкой лирики. Продолжая лучшие традиции национальной поэзии, Гейне пролагал своим сборником новые пути развития немецкого лирического стихотворного жанра.
«Книга песен» являет собой лирическую повесть, объединенную одной общей темой - темой любви. Но величие Гейне-поета заключается в том, что в интимно-лирической тематике сборника он сумел отбить действительные черты своего современника - молодого человека десятых-двадцатых годов XIX века, который оппозиционно относится к действительности.
На это повлияла и личная драма Гейне: его любимая видела в поэте лишь бедного родственника. Но в сборнике эта тема приобрела социальное звучание. История любви в произведениях Гейне стала выражением протеста против дворянско-бюргерской морали, о чем свидетельствует стихотворение «Лирическое интермеццо».
Стихотворения, которые вошли в «Книгу песен», создавались в течение около десяти лет. Они являются наглядным примером развития миропонимания и усовершенствования художественного мастерства Гейне. Все острее и глубже звучат в его произведениях оппозиционные социально-политические мотивы. С изменением мировоззрения автора изменяются и черты лирического героя. Он живет в реальном мире, но чувства его овеяны светлым и радостным колоритом.
Автор вроде бы убеждает и себя, и лирического героя своих произведений в том, что при любых социальных условиях человек хочет счастья. В интимной лирике поэта появляются другие оттенки. Легкая печаль безответной любви не имеет ничего общего с болезненной тоской ранних стихотворений.
Лирический герой циклов «Лирическое интермеццо» и «Возвращение на родину» не поэтизирует мистическую, потустороннюю любовь, а утверждает идеал земной любви во всей ее жизненной красоте. Недаром стихотворения этих двух сборников зрелого мастера привлекли внимание многих композиторов и стали всемирноизвестными романсами.
Последующее творчество художника опирается на метод иронии, свойственный большинству романтиков, для которых ирония служила средством примирения с действительностью, вводила в мир иллюзий и будничности.
Гейне же обращается к иронии, чтобы, напротив, развеять бесплодные романтичные иллюзии, показать их беспомощность в столкновении с действительностью.
Часто в уста лирического героя автор вкладывает острую политическую сатиру, которая в последующем творчестве стала неотъемлемой чертой его прозы. В начале тридцатых годов основным жанром творчества Генриха Гейне становится публицистика. И только могучий революционный толчок сороковых годов, который требовал от литераторов агитационных функций, повернул Генриха Гейне к лирике, с которой он больше не порывал до последних дней своей жизни.
Но последний период творчества мастера уже не стал периодом поисков. Его можно назвать периодом сомнений. Реакция на неудачное завершение революции 1848 года нашла свой отпечаток в сборнике стихотворений «Романсеро». Лирический герой этого сборника выражает разочарование в борьбе. Как личную трагедию он воспринимает гибель истинных героев и торжество проходимцев.
Конфликт лирического героя с реальностью заключается в том, что он вступил в спор сам с собой, но у него сохранились и воля к борьбе, и вера в победу над силами реакции. Вот таким и появляется передо мной лирический герой произведений Генриха Гейне.
А художник, который создал всемирноизвестные шедевры лирики, прозы и публицистики, сумел воспроизвести самые тонкие оттенки настроений человеческой души, живое и будет жить в возрастах. Ведь взлет человеческой мысли не имеет пределов. Вот в этом, по моему мнению, и заключается бессмертие.
Творческое наследие Гейне проникнуто гуманистическими идеалами свободы человеческой личности. Высокое мастерство поэта, блестящий полемичный талант публициста сделали идеи Гейне понятными для людей, которые живут в разных уголках земного шара.
Но творческая личность Гейне развивалась в тот период, когда в литературе Германии, как и многих европейских стран, распространялось романтичное направление, которое повлияло на становление молодого поэта. Учась в Бонне, Гейне с захватом слушал блестящие за формой и богатые фактами лекции Августа Вильгельма Шлегеля, одного из теоретиков реакционного романтизма.
Но он не был слепым последователем своего учителя, о чем свидетельствуют и его стихотворения, и статья «Романтика», напечатанная в 1820 году. В нарушение идейно-эстетичных законов немецкой романтичной школы выдавать желаемое за действительность, Гейне выразил в статье мнение о том, что Германия свободна.
В своем поэтическом творчестве Генрих Гейне пошел значительно дальше немецких романтиков. Самыми весомыми произведениями двадцатых годов, которые поставили Гейне в передовые ряды тогдашней литературы, стали «Книга песен» и «Путейские картины».
Сборник «Книга песен» занял важное место не только в творческом наследии Гейне, но и сыграл важную роль в развитию всей немецкой лирики. Продолжая лучшие традиции национальной поэзии, Гейне пролагал своим сборником новые пути развития немецкого лирического стихотворного жанра.
«Книга песен» являет собой лирическую повесть, объединенную одной общей темой - темой любви. Но величие Гейне-поета заключается в том, что в интимно-лирической тематике сборника он сумел отбить действительные черты своего современника - молодого человека десятых-двадцатых годов XIX века, который оппозиционно относится к действительности.
На это повлияла и личная драма Гейне: его любимая видела в поэте лишь бедного родственника. Но в сборнике эта тема приобрела социальное звучание. История любви в произведениях Гейне стала выражением протеста против дворянско-бюргерской морали, о чем свидетельствует стихотворение «Лирическое интермеццо».
Стихотворения, которые вошли в «Книгу песен», создавались в течение около десяти лет. Они являются наглядным примером развития миропонимания и усовершенствования художественного мастерства Гейне. Все острее и глубже звучат в его произведениях оппозиционные социально-политические мотивы. С изменением мировоззрения автора изменяются и черты лирического героя. Он живет в реальном мире, но чувства его овеяны светлым и радостным колоритом.
Автор вроде бы убеждает и себя, и лирического героя своих произведений в том, что при любых социальных условиях человек хочет счастья. В интимной лирике поэта появляются другие оттенки. Легкая печаль безответной любви не имеет ничего общего с болезненной тоской ранних стихотворений.
Лирический герой циклов «Лирическое интермеццо» и «Возвращение на родину» не поэтизирует мистическую, потустороннюю любовь, а утверждает идеал земной любви во всей ее жизненной красоте. Недаром стихотворения этих двух сборников зрелого мастера привлекли внимание многих композиторов и стали всемирноизвестными романсами.
Последующее творчество художника опирается на метод иронии, свойственный большинству романтиков, для которых ирония служила средством примирения с действительностью, вводила в мир иллюзий и будничности.
Гейне же обращается к иронии, чтобы, напротив, развеять бесплодные романтичные иллюзии, показать их беспомощность в столкновении с действительностью.
Часто в уста лирического героя автор вкладывает острую политическую сатиру, которая в последующем творчестве стала неотъемлемой чертой его прозы. В начале тридцатых годов основным жанром творчества Генриха Гейне становится публицистика. И только могучий революционный толчок сороковых годов, который требовал от литераторов агитационных функций, повернул Генриха Гейне к лирике, с которой он больше не порывал до последних дней своей жизни.
Но последний период творчества мастера уже не стал периодом поисков. Его можно назвать периодом сомнений. Реакция на неудачное завершение революции 1848 года нашла свой отпечаток в сборнике стихотворений «Романсеро». Лирический герой этого сборника выражает разочарование в борьбе. Как личную трагедию он воспринимает гибель истинных героев и торжество проходимцев.
Конфликт лирического героя с реальностью заключается в том, что он вступил в спор сам с собой, но у него сохранились и воля к борьбе, и вера в победу над силами реакции. Вот таким и появляется передо мной лирический герой произведений Генриха Гейне.
А художник, который создал всемирноизвестные шедевры лирики, прозы и публицистики, сумел воспроизвести самые тонкие оттенки настроений человеческой души, живое и будет жить в возрастах. Ведь взлет человеческой мысли не имеет пределов. Вот в этом, по моему мнению, и заключается бессмертие.
|
Відгуки користувачів: Конфликт лирического героя с реальностью в лирике Генриха Гейне - Гейне Генрих
Додати коментар | ↑ на початок |