Изображение "целостного" человека в романе Валерьяна Подмогильного "Город"
Валерьяна Подмогильного называют автором интеллектуальной прозы, суть которой заключается в том, чтобы целостно соединить художественный стиль, философские раздумья и обобщения и раскрытие психологических проявлений личности.
Собственно, творчество Подмогильного и спровоцировало начало интеллектуально-психологического направления в развитии модерновой украинской прозы начала XX ст. Вспомним, что для модернизма характерными особенностями является определенная сосредоточенность на отдельной личности, раскрытие ее особенностей через новые, нетрадиционные художественные средства.
Главный герой произведения В. Подмогильного - это человек с его особым характером, мотивированным поведением для разных жизненных обстоятельств. Автора привлекает возможность анализировать тончайшие движения души человека, которые связаны с сознательными или подсознательными действиями.
Таким образом, именно творчество Валерьяна Подмогильного удостоверило, что украинская литература может быть прочитана в общеевропейском контексте и иметь своих приверженцев не только в Украине, но и во многих странах мира.
Роман «Город», написанный в 1927 году, - первый урбанистический роман в украинской литературе. Это произведение соединило в себе национальные традиции с европейским психологизмом. В центре - проблемы взаимоотношений города и села, становление новой творческой личности. Рассказ представлен через душевные и интеллектуальные порывы Степана Радченко - энергичного сельского юноши, который приезжает в Киев, поступает в технический вуз и надеется возвратиться с новыми знаниями в село.
Перед нами возникает образ сообразительного, наблюдательного человека, который четко составляет характеристики людей. Первые его знакомства - это торговец («Чудак, сорняк, мусор, который исчезает без следа и упоминания») и учитель («…он и так уже мертвый, как латынь, которая только бесу нужна») - дают ему основания не только для раздумий, но и для определенного исследования: что же такое этот «город». Герой произведения преисполнен решительности и уверен в потому, что он завоюет город, так как он для него «старый порох, который нужно стереть».
О мещанах он мыслит еще категоричнее: «их нужно убрать прочь, раздавить… и на их место придут другие». Блуждая по Крещатику, наблюдая за толпами людей, размышляя о том, сколько ребят и девушек появились в городах, Степан приходит к выводу: «В город вливается свежая кровь села, которое изменит его вид и существо».
Город Степан «завоевывает» постепенно, шаг за шагом. Сперва он поселяется в предместье, со временем перебирается все ближе к центру, снимая отдельное помещение, а в конце произведения уже осматривает город «сверху».
То, что стало бы предметом осуждения в селе, в городе было обычным явлением: сначала Степан влюбился в девушку из своего села, которая ехала с ним вместе в город тоже учиться; признался ей в любви, и вскоре бросил ее, так как подсознательно предъявляет обвинение ей в своих неудачах; потом он сходится с женой торговца, на квартире у которого живет. Каждый раз все это для него будто впервые и по-настоящему, тем не менее, минует время, минует любовь - и все начинается сначала.
Юноша настойчиво поднимается ступенями городской жизни, его захватывает литература. Сперва это было будто несерьезно, тем не менее со временем литературный водоворот увлекает его и несет с собой; «И собирался же он от того писательства избавиться, - так нет, само цепляется!» Писатель показал в своем романе процесс становления Автора, показал, так сказать, всю литературную кухню: «Литература состоит из творчества, жизнь литературная - из разговоров литераторов».
Подмогильный рассказал о первом Степанове рассказе «Бритва», о подъеме и упадке творческих поисков. О том, что первые произведения были написаны на угождение идеи освобождения, которое послужило причиной гражданской войны, писатель делает замечание: «…нигде еще расстрелы не происходили так просто, никогда еще труппы не ложились так покорно, как в произведениях Стефана Советовченка». У главного героя происходят взлеты и падения, когда он ощущает «похоронный марш его дерзким надеждам».
Яркой фигурой в романе возникает поэт Вигорский, которому пришлось на протяжении всего произведения выражать в диалогах со Степаном взгляды и мысли, которые живо обсуждались в творческих кругах. Например: «Наиболее плохая ошибка - считать неизбежно целесообразным», «После того, как сверхъестественное отвергнуто, неестественное осталось нашей единой утехой», «Мозг - вот главнейший враг человека» и др. Вигорский, изображен не так детально и последовательно, как главный герой, но его реплики дают представление о литературных разговорах писателей того времени.
Подмогильный оставляет своего героя тогда, когда тот садится к столу писать произведение собственной жизни. Образ сложный, противоречивый, далеко не однозначный, но именно в этом и заключается целостность характера, который активно реагирует на изменения: в личной жизни, литературных кругах, взаимоотношениях с женщинами, товарищами, просто знакомыми.
Писатель изобразил человека, в котором постоянно борются добро с злом, который иногда ради личного утверждения способен совершить что-то аморальное, и вместе с тем - это неординарная личность, не лишенная умения скептически, а то и иронически, воспринимать себя и окружающий мир.
В произведении автор не делает никаких идеологических акцентов, не поднимает и не оправдывает своего героя, не навязывает читателю своих выводов, а заставляет его задуматься над человеческой природой, которая является неотъемлемой составной действительности. Кстати, нужно обратить внимание, что главный герой произведения не изображен в каком-то политическом или идеологическом аспекте, автор лишь описывает те шаги, которые тот делает на литературном пути.
Время написания произведения В. Подмогильного «Город» было бескомпромиссным, особенно, если взвесить, что творчество писателей оценивалась властью через призму возвеличивания большевистских революционных достижений. Поэтому понятно, почему в 30-х годах прошлого столетия это произведение было оценено как вражеское пролетариату, как произведение, в котором противопоставляется город селу, и критикой воспринимался как «насквозь несовременный», «слишком субъективный».
В. Подмогильный во многих своих произведениях, и в романе «Город» в частности, прослеживает внутренние факторы, мотивации утверждения молодой человека, борьбу двух начал при сохранении целостности характера.
Писатель обращает внимание читателей на проблему приспособления интеллигенции, мастерски строит и сюжетные линии, и диалоги и раздумья героев. К сожалению, жизнь писателя на 36-м году жизни оборвала сталинская волна уничтожения украинской интеллигенции, тем не менее, его наследство - это наилучшие образцы прозы начала XX столетия.
Собственно, творчество Подмогильного и спровоцировало начало интеллектуально-психологического направления в развитии модерновой украинской прозы начала XX ст. Вспомним, что для модернизма характерными особенностями является определенная сосредоточенность на отдельной личности, раскрытие ее особенностей через новые, нетрадиционные художественные средства.
Главный герой произведения В. Подмогильного - это человек с его особым характером, мотивированным поведением для разных жизненных обстоятельств. Автора привлекает возможность анализировать тончайшие движения души человека, которые связаны с сознательными или подсознательными действиями.
Таким образом, именно творчество Валерьяна Подмогильного удостоверило, что украинская литература может быть прочитана в общеевропейском контексте и иметь своих приверженцев не только в Украине, но и во многих странах мира.
Роман «Город», написанный в 1927 году, - первый урбанистический роман в украинской литературе. Это произведение соединило в себе национальные традиции с европейским психологизмом. В центре - проблемы взаимоотношений города и села, становление новой творческой личности. Рассказ представлен через душевные и интеллектуальные порывы Степана Радченко - энергичного сельского юноши, который приезжает в Киев, поступает в технический вуз и надеется возвратиться с новыми знаниями в село.
Перед нами возникает образ сообразительного, наблюдательного человека, который четко составляет характеристики людей. Первые его знакомства - это торговец («Чудак, сорняк, мусор, который исчезает без следа и упоминания») и учитель («…он и так уже мертвый, как латынь, которая только бесу нужна») - дают ему основания не только для раздумий, но и для определенного исследования: что же такое этот «город». Герой произведения преисполнен решительности и уверен в потому, что он завоюет город, так как он для него «старый порох, который нужно стереть».
О мещанах он мыслит еще категоричнее: «их нужно убрать прочь, раздавить… и на их место придут другие». Блуждая по Крещатику, наблюдая за толпами людей, размышляя о том, сколько ребят и девушек появились в городах, Степан приходит к выводу: «В город вливается свежая кровь села, которое изменит его вид и существо».
Город Степан «завоевывает» постепенно, шаг за шагом. Сперва он поселяется в предместье, со временем перебирается все ближе к центру, снимая отдельное помещение, а в конце произведения уже осматривает город «сверху».
То, что стало бы предметом осуждения в селе, в городе было обычным явлением: сначала Степан влюбился в девушку из своего села, которая ехала с ним вместе в город тоже учиться; признался ей в любви, и вскоре бросил ее, так как подсознательно предъявляет обвинение ей в своих неудачах; потом он сходится с женой торговца, на квартире у которого живет. Каждый раз все это для него будто впервые и по-настоящему, тем не менее, минует время, минует любовь - и все начинается сначала.
Юноша настойчиво поднимается ступенями городской жизни, его захватывает литература. Сперва это было будто несерьезно, тем не менее со временем литературный водоворот увлекает его и несет с собой; «И собирался же он от того писательства избавиться, - так нет, само цепляется!» Писатель показал в своем романе процесс становления Автора, показал, так сказать, всю литературную кухню: «Литература состоит из творчества, жизнь литературная - из разговоров литераторов».
Подмогильный рассказал о первом Степанове рассказе «Бритва», о подъеме и упадке творческих поисков. О том, что первые произведения были написаны на угождение идеи освобождения, которое послужило причиной гражданской войны, писатель делает замечание: «…нигде еще расстрелы не происходили так просто, никогда еще труппы не ложились так покорно, как в произведениях Стефана Советовченка». У главного героя происходят взлеты и падения, когда он ощущает «похоронный марш его дерзким надеждам».
Яркой фигурой в романе возникает поэт Вигорский, которому пришлось на протяжении всего произведения выражать в диалогах со Степаном взгляды и мысли, которые живо обсуждались в творческих кругах. Например: «Наиболее плохая ошибка - считать неизбежно целесообразным», «После того, как сверхъестественное отвергнуто, неестественное осталось нашей единой утехой», «Мозг - вот главнейший враг человека» и др. Вигорский, изображен не так детально и последовательно, как главный герой, но его реплики дают представление о литературных разговорах писателей того времени.
Подмогильный оставляет своего героя тогда, когда тот садится к столу писать произведение собственной жизни. Образ сложный, противоречивый, далеко не однозначный, но именно в этом и заключается целостность характера, который активно реагирует на изменения: в личной жизни, литературных кругах, взаимоотношениях с женщинами, товарищами, просто знакомыми.
Писатель изобразил человека, в котором постоянно борются добро с злом, который иногда ради личного утверждения способен совершить что-то аморальное, и вместе с тем - это неординарная личность, не лишенная умения скептически, а то и иронически, воспринимать себя и окружающий мир.
В произведении автор не делает никаких идеологических акцентов, не поднимает и не оправдывает своего героя, не навязывает читателю своих выводов, а заставляет его задуматься над человеческой природой, которая является неотъемлемой составной действительности. Кстати, нужно обратить внимание, что главный герой произведения не изображен в каком-то политическом или идеологическом аспекте, автор лишь описывает те шаги, которые тот делает на литературном пути.
Время написания произведения В. Подмогильного «Город» было бескомпромиссным, особенно, если взвесить, что творчество писателей оценивалась властью через призму возвеличивания большевистских революционных достижений. Поэтому понятно, почему в 30-х годах прошлого столетия это произведение было оценено как вражеское пролетариату, как произведение, в котором противопоставляется город селу, и критикой воспринимался как «насквозь несовременный», «слишком субъективный».
В. Подмогильный во многих своих произведениях, и в романе «Город» в частности, прослеживает внутренние факторы, мотивации утверждения молодой человека, борьбу двух начал при сохранении целостности характера.
Писатель обращает внимание читателей на проблему приспособления интеллигенции, мастерски строит и сюжетные линии, и диалоги и раздумья героев. К сожалению, жизнь писателя на 36-м году жизни оборвала сталинская волна уничтожения украинской интеллигенции, тем не менее, его наследство - это наилучшие образцы прозы начала XX столетия.
|
Відгуки користувачів: Изображение "целостного" человека в романе Валерьяна Подмогильного "Город" - Підмогильний Валер'ян
Додати коментар | ↑ на початок |