Историческая романистика Павла Загребельного
Павел Загребельный - писатель загадочный, тяжело предугадать, что от него можно ждать завтра, куда мы, читатели, пойдем вслед за его неудержимым воображением.
Каждый найдет что-то для себя в его большом творческом заделе. Но есть те произведения, о которых знают все без исключения, так как это рассказы о нашем прошлом, об истории нашего народа, Родине, ее сыновьях и дочерях.
Именно исторические романы принесли популярность Павлу Загребельному. И «Чудо», и «Первомост», и «Евпраксия» поставили его в ряд самых читаемых украинских прозаиков. А «Роксолана», очевидно, побила все рекорды популярности.
Именно это произведение - первый бестселлер в полном понимании этого слова. Автору хотелось осуществить своеобразные художественные исследования народных судеб, каждая из которых не потеряла своего значения и сегодня.
Так вот «Чудо» - это судьба таланта, «Смерть в Киеве» - судьба государственной идеи, «Первомост» - судьба народного сооружения. «Евпраксия» - роман о судьбе человека. А судьба человеческая, в трагических ее измерениях, наиболее выразительно прослеживается на примере женщины.
И написан роман «Роксолана» о женщине, о трагедии разлуки с родной землей, о трагедии потери любви. В романе о Насте Лисовской есть и триумф, и трагедия этой женщины, есть глубокий анализ фактов под непривычным углом зрения: как могло произойти, что в эпоху титанов, чьи имена и сегодня с восхищением повторяет мир, как вышло, что в этой эпохе не затерялось и не пришло в забвение, а дошло к нам через века имя рогатинской девочки, которая стала в истории Османской Империи рядом с султаном Сулейманом.
Сам Загребельный писал, что в этом произведении есть два противоположных полюса: Роксолана и Сулейман. Роксолана идет за умом, а Сулейман за силой. Только мысль возвышает нас, а не пространство и время, которых нам никогда ни преодолеть, ни заполнить.
В этом отношении Роксолана стоит выше Сулеймана, который сражался с пространством. В «Роксолане» есть и тогдашний общеевропейский контекст, и экзотическая история Турции, и исключительная человеческая судьба, и прошлое Украины в особенно драматичный для нее момент.
Автор дает понять, что реальная Роксолана могла во многом отличаться от той женщины, которая изображена в романе. Писатель руководствуется общими сведениями, которые подают хроники тех времен.
Одна из них утверждает: «Неопровержимого влияния испытывал султан в своем гареме от новой и амбиционной наложницы российско-украинского происхождения, известной под именем Роксолана». Девушка, которую забрали от матери, от любимого, из родной земли, прошла по жизни, не сломавшись, не предав свой народ, на протяжении всей жизни старалась улучшить его положение.
Исторические романы Павла Загребельного - это основательные исследования прошлого Украины, ее героев, событий, это созвездие ярких фигур, личностей. Затрагивая историю конкретного человека, его душу, писатель прибавляет яркую картину жизни, всю многогранность, сложность.
Для самого автора интересны и более близкие натуры, сильные и волевые, которые пытаются противостоять, опираются недоле и стремятся плыть в жизни против течений, но по призыву собственной души.
Каждый найдет что-то для себя в его большом творческом заделе. Но есть те произведения, о которых знают все без исключения, так как это рассказы о нашем прошлом, об истории нашего народа, Родине, ее сыновьях и дочерях.
Именно исторические романы принесли популярность Павлу Загребельному. И «Чудо», и «Первомост», и «Евпраксия» поставили его в ряд самых читаемых украинских прозаиков. А «Роксолана», очевидно, побила все рекорды популярности.
Именно это произведение - первый бестселлер в полном понимании этого слова. Автору хотелось осуществить своеобразные художественные исследования народных судеб, каждая из которых не потеряла своего значения и сегодня.
Так вот «Чудо» - это судьба таланта, «Смерть в Киеве» - судьба государственной идеи, «Первомост» - судьба народного сооружения. «Евпраксия» - роман о судьбе человека. А судьба человеческая, в трагических ее измерениях, наиболее выразительно прослеживается на примере женщины.
И написан роман «Роксолана» о женщине, о трагедии разлуки с родной землей, о трагедии потери любви. В романе о Насте Лисовской есть и триумф, и трагедия этой женщины, есть глубокий анализ фактов под непривычным углом зрения: как могло произойти, что в эпоху титанов, чьи имена и сегодня с восхищением повторяет мир, как вышло, что в этой эпохе не затерялось и не пришло в забвение, а дошло к нам через века имя рогатинской девочки, которая стала в истории Османской Империи рядом с султаном Сулейманом.
Сам Загребельный писал, что в этом произведении есть два противоположных полюса: Роксолана и Сулейман. Роксолана идет за умом, а Сулейман за силой. Только мысль возвышает нас, а не пространство и время, которых нам никогда ни преодолеть, ни заполнить.
В этом отношении Роксолана стоит выше Сулеймана, который сражался с пространством. В «Роксолане» есть и тогдашний общеевропейский контекст, и экзотическая история Турции, и исключительная человеческая судьба, и прошлое Украины в особенно драматичный для нее момент.
Автор дает понять, что реальная Роксолана могла во многом отличаться от той женщины, которая изображена в романе. Писатель руководствуется общими сведениями, которые подают хроники тех времен.
Одна из них утверждает: «Неопровержимого влияния испытывал султан в своем гареме от новой и амбиционной наложницы российско-украинского происхождения, известной под именем Роксолана». Девушка, которую забрали от матери, от любимого, из родной земли, прошла по жизни, не сломавшись, не предав свой народ, на протяжении всей жизни старалась улучшить его положение.
Исторические романы Павла Загребельного - это основательные исследования прошлого Украины, ее героев, событий, это созвездие ярких фигур, личностей. Затрагивая историю конкретного человека, его душу, писатель прибавляет яркую картину жизни, всю многогранность, сложность.
Для самого автора интересны и более близкие натуры, сильные и волевые, которые пытаются противостоять, опираются недоле и стремятся плыть в жизни против течений, но по призыву собственной души.
|
Відгуки користувачів: Историческая романистика Павла Загребельного - Загребельний Павло
Додати коментар | ↑ на початок |