История на страницах романов Павла Загребельного
Лауреат Государственной премии УССР имени Т. Шевченко Павел Загребельный является непревзойденным романистом.
Его произведения различны по тематике, он пишет как о давней жизни наших предков, так и о настоящих проблемах бытия.
Они получили всемирную славу, вызвали большой интерес многомиллионного читателя. Особую популярность получила историческая проза романиста. Непревзойденными по своему смыслу, многоплановости, образности являются произведения «Чудо», «Смерть в Киеве», «Роксолана», «Евпраксия», «Первомост».
Несколько произведений посвящены Киевской Руси. Автор показывает могущество этого государства, величие и талант его народа. Перед нами возникает трудовая Русь, красавец Киев, дух государственности, видим отношения Византии с могущественной страной.
Роман «Чудо» раскрывает действия Ярослава Мудрого, создание Софии Киевской. В произведении «Смерть в Киеве» возникает другой герой - Юрий Долгорукий, который служит государству, борется за единство нашей земли.
Он здравомыслящий и благотворный, хотя не всегда объективный в действиях. Долгорукий стремится жить в мире с половцами: «Не пролив кровь иду, так как мог бы пролить ее еще зимой, встретить Изяслава на Волге, вырезать всю его дружину. Но зачем?…
Нужно, чтобы на всей земле был один-единственный хозяин и не имел он неприятелей, а все люди чтобы были заодно. …Так как живут на нашей земле, уже их никуда не денешь, раз пришли сюда эти люди. Кроме того, хочу защитить их от набегов и грабежей, приучить к нашему образу жизни».
Третий роман «Первомост» показывает нам идею единства Руси, но действие происходит не в Киеве, а за городом, где построен первый деревянный мост - это символ талантливого народа-строителя: «А Первомост, хотя и сжегся в тот тяжелый день, но не мог исчезнуть в нашей памяти.
Он стал достоянием времени, он вошел во время, которое не исчезает, не имеет конца… Так вот, даже сожженный, Первомост не мог считаться уничтоженным окончательно, он существовал и дальше среди сотен и тысяч мостов будущих, которые должны были быть сожжены, разрушены, уничтожены, а если и уцелели, то был лучше их, так как был Первый!». Четвертой книгой из серии о Киевской Руси является «Евпраксия», в которой рассказывается о внучке Ярослава Мудрого.
Это женщина с многострадальной судьбой, так как, став женой немецкого императора она познала унижение и страдание далеко от родной земли. Поэтому, как пишет сам П. Загребельный, «Чудо» - это судьба таланта, «Смерть в Киеве» - судьба государственной идеи, «Первомост» - судьба народного сооружения, «Евпраксия» - роман о судьбе человека.
Такая же судьба человеческая, которая прослеживается на примере женщины, изображена и в историческом романе «Роксолана». Украинской девушке Насте Лисовской судилось стать султаншей. Она на протяжении сорока лет своим умом и действиями «потрясала безграничную Османскую империю и всю Европу». Как видим, автор осуществил непревзойденные художественные исследования народных судеб.
Сколько страданий выпало на судьбу украинского народа. Столетиями оскверняли украинские земли враги, забирали девушек в гаремы, разлучали семьи, убивали стариков. Много горя познала и семья рогатинского господина Гаврилы Лисовского, о которой рассказал П. Загребельный в романе «Роксолана». «Наказание было видно-таки приготовлено для всего Рогатина, так как не миновало и трех-четырех лет, как на город нападали черные силы, жгли его, грабили, убивали и пленили всех, кто не успел спастись в лесах…».
Во время одного из таких набегов забрали татары мать, которая успела крикнуть: «Ребенок мой, спасайся», - и толкнула дочь в садок со свиньями. Понемногу оживала девочка, отчаяние от потери матери постепенно прошло. А тут снова беда.
Ночью налетели татары на Рогатин. Пятнадцатилетнюю Настю захватили в плен. «Она шла, бездомная сирота, несчастная полонянка, проданная и проклятая, под чужим небом, безжалостным и бледным…». Надежды умерли, жила в полумечтах, но в глубине души чувствовала, что нужно жить.
«Поэтому смеялась и пела на невольничьем рынке в Кафе, и в Синамаге, и даже в темной трущобе Бедестана». Попав в гарем турецкого султана Сулеймана, уже за год выбилась из простых рабынь в жену.
Она была «обычная якобы лицом, с детским, едва задранным носиком, такая складная вся, но мужественная, дерзкая, полная непостижимой обворожительности и невероятного ума». Понимая невозможность возвращения в родной край, Роксолана стремилась облегчить судьбу своего несчастного народа.
Павел Загребельный в романе «Роксолана» воссоздал удивительную судьбу отдельного человека и целого народа. Он показал, как красивая, мудрая полонянка-украинка почти сорок лет потрясала безграничную Османскую империю и всю Европу.
Его произведения различны по тематике, он пишет как о давней жизни наших предков, так и о настоящих проблемах бытия.
Они получили всемирную славу, вызвали большой интерес многомиллионного читателя. Особую популярность получила историческая проза романиста. Непревзойденными по своему смыслу, многоплановости, образности являются произведения «Чудо», «Смерть в Киеве», «Роксолана», «Евпраксия», «Первомост».
Несколько произведений посвящены Киевской Руси. Автор показывает могущество этого государства, величие и талант его народа. Перед нами возникает трудовая Русь, красавец Киев, дух государственности, видим отношения Византии с могущественной страной.
Роман «Чудо» раскрывает действия Ярослава Мудрого, создание Софии Киевской. В произведении «Смерть в Киеве» возникает другой герой - Юрий Долгорукий, который служит государству, борется за единство нашей земли.
Он здравомыслящий и благотворный, хотя не всегда объективный в действиях. Долгорукий стремится жить в мире с половцами: «Не пролив кровь иду, так как мог бы пролить ее еще зимой, встретить Изяслава на Волге, вырезать всю его дружину. Но зачем?…
Нужно, чтобы на всей земле был один-единственный хозяин и не имел он неприятелей, а все люди чтобы были заодно. …Так как живут на нашей земле, уже их никуда не денешь, раз пришли сюда эти люди. Кроме того, хочу защитить их от набегов и грабежей, приучить к нашему образу жизни».
Третий роман «Первомост» показывает нам идею единства Руси, но действие происходит не в Киеве, а за городом, где построен первый деревянный мост - это символ талантливого народа-строителя: «А Первомост, хотя и сжегся в тот тяжелый день, но не мог исчезнуть в нашей памяти.
Он стал достоянием времени, он вошел во время, которое не исчезает, не имеет конца… Так вот, даже сожженный, Первомост не мог считаться уничтоженным окончательно, он существовал и дальше среди сотен и тысяч мостов будущих, которые должны были быть сожжены, разрушены, уничтожены, а если и уцелели, то был лучше их, так как был Первый!». Четвертой книгой из серии о Киевской Руси является «Евпраксия», в которой рассказывается о внучке Ярослава Мудрого.
Это женщина с многострадальной судьбой, так как, став женой немецкого императора она познала унижение и страдание далеко от родной земли. Поэтому, как пишет сам П. Загребельный, «Чудо» - это судьба таланта, «Смерть в Киеве» - судьба государственной идеи, «Первомост» - судьба народного сооружения, «Евпраксия» - роман о судьбе человека.
Такая же судьба человеческая, которая прослеживается на примере женщины, изображена и в историческом романе «Роксолана». Украинской девушке Насте Лисовской судилось стать султаншей. Она на протяжении сорока лет своим умом и действиями «потрясала безграничную Османскую империю и всю Европу». Как видим, автор осуществил непревзойденные художественные исследования народных судеб.
Сколько страданий выпало на судьбу украинского народа. Столетиями оскверняли украинские земли враги, забирали девушек в гаремы, разлучали семьи, убивали стариков. Много горя познала и семья рогатинского господина Гаврилы Лисовского, о которой рассказал П. Загребельный в романе «Роксолана». «Наказание было видно-таки приготовлено для всего Рогатина, так как не миновало и трех-четырех лет, как на город нападали черные силы, жгли его, грабили, убивали и пленили всех, кто не успел спастись в лесах…».
Во время одного из таких набегов забрали татары мать, которая успела крикнуть: «Ребенок мой, спасайся», - и толкнула дочь в садок со свиньями. Понемногу оживала девочка, отчаяние от потери матери постепенно прошло. А тут снова беда.
Ночью налетели татары на Рогатин. Пятнадцатилетнюю Настю захватили в плен. «Она шла, бездомная сирота, несчастная полонянка, проданная и проклятая, под чужим небом, безжалостным и бледным…». Надежды умерли, жила в полумечтах, но в глубине души чувствовала, что нужно жить.
«Поэтому смеялась и пела на невольничьем рынке в Кафе, и в Синамаге, и даже в темной трущобе Бедестана». Попав в гарем турецкого султана Сулеймана, уже за год выбилась из простых рабынь в жену.
Она была «обычная якобы лицом, с детским, едва задранным носиком, такая складная вся, но мужественная, дерзкая, полная непостижимой обворожительности и невероятного ума». Понимая невозможность возвращения в родной край, Роксолана стремилась облегчить судьбу своего несчастного народа.
Павел Загребельный в романе «Роксолана» воссоздал удивительную судьбу отдельного человека и целого народа. Он показал, как красивая, мудрая полонянка-украинка почти сорок лет потрясала безграничную Османскую империю и всю Европу.
|
Відгуки користувачів: История на страницах романов Павла Загребельного - Загребельний Павло
Додати коментар | ↑ на початок |