Иван Драч о роли поэзии
В литературном творчестве Ивана Драча находим ряд стихотворений, в которых поэт излагает свое кредо - т.е. взгляды на роль и задачу художественной литературы, в частности поэзии.
Так, в стихотворении «Баллада двух» он ищет слово, надеясь, что в нем «выстелен адский характер, Сознательное слово, как меч».
В «Триптихе о словах» поэт искренне исповедует свое заветное желание: «Так хочется точнее быть в слове…». Поэта влечет игра на скрипке, «где звенит слово, где спеет слово…» Трогательно и сердечно ведет он беседу в стихотворении «Поэмы»:
Чудомир мой, мое сладкое безголовье,
Лишь руки твоей узенькой затрагиваю
губами, - когда же поцелую тебя в уста?
Когда же ты не отклонишь их, пламенная
жар-птица…
Люблю тебя, грациозную и юную…
Затрагиваю пером бумаги - ток замыкаю,
Соединяюсь с тобой, единой.
Тему творчества, активности и добропорядочности художника Иван Драч не обходит и в одной из последних своих книг «Телижинцы» (1985).
Афористически звучат строки:
Разве ждать платы за добро?
Пусть в руке сломается перо,
Которое за добро добра себе ждет!
Поэт остро казнит тех «творцов», что «сплетничали, калякали, плели, пообсмаливали языки» (стихотворение «Невозмутимость»). И вот следствие такого, с разрешения сказать, «словотворчества»:
Торг идиллий, идей, идеалов
Из-под полы, а то просто с руки.
И становилось все больше Дедалов,
Икаров - а на самом деле наоборот.
В центре произведения «Перо» (сборник «Протуберанцевое сердце», 1965) - персонифицирован образ пера, к которому и обращается лирический герой. Обращается как к живому существу, употребляя отдельные слова и выражения, которые по значению исключают друг друга. Так, перо - «скальпель огненный», «жестокий лиходей», «дикий призыв» и вместе с тем перо - «первоцвет мой, перволюб мой».
Мир, в котором действует лирический герой, сложный, преисполненный серьезных противоречий. В стихотворении об этом четко сказано: жизненное пространство неоднородно (дни карие, пугливые, неутешительные, лучисто легкомысленные, горбатые, продажные и дни лаконичные, виноградные, теплые, дни добродетелей).
Такой неоднородный и неоднозначный мир, в котором живое действующее лицо с пером («огненным скальпелем в руках»). Иван Драч неслучайно поставил логическое ударение на словах «дни эти карие» и «янычары». Эпитет «карие» указывает не на цвет. В восточных языках слово «наказание» означает камень.
Итак, дни суровые - карие (каменистые) и их надо вскрывать с середины («куда не дойдут янычары… в обманной словоблудной игре»). В переносном смысле янычар это манкурт, человек, который потерял историческую, национальную, духовную память, человек-оборотень, у которого нет ничего в душе, которая отреклась от родного языка, культуры, истории - всего духовного мира родного народа.
Против таких лиходеев и выступает Иван Драч в своем стихотворении «Перо».
Так, в стихотворении «Баллада двух» он ищет слово, надеясь, что в нем «выстелен адский характер, Сознательное слово, как меч».
В «Триптихе о словах» поэт искренне исповедует свое заветное желание: «Так хочется точнее быть в слове…». Поэта влечет игра на скрипке, «где звенит слово, где спеет слово…» Трогательно и сердечно ведет он беседу в стихотворении «Поэмы»:
Чудомир мой, мое сладкое безголовье,
Лишь руки твоей узенькой затрагиваю
губами, - когда же поцелую тебя в уста?
Когда же ты не отклонишь их, пламенная
жар-птица…
Люблю тебя, грациозную и юную…
Затрагиваю пером бумаги - ток замыкаю,
Соединяюсь с тобой, единой.
Тему творчества, активности и добропорядочности художника Иван Драч не обходит и в одной из последних своих книг «Телижинцы» (1985).
Афористически звучат строки:
Разве ждать платы за добро?
Пусть в руке сломается перо,
Которое за добро добра себе ждет!
Поэт остро казнит тех «творцов», что «сплетничали, калякали, плели, пообсмаливали языки» (стихотворение «Невозмутимость»). И вот следствие такого, с разрешения сказать, «словотворчества»:
Торг идиллий, идей, идеалов
Из-под полы, а то просто с руки.
И становилось все больше Дедалов,
Икаров - а на самом деле наоборот.
В центре произведения «Перо» (сборник «Протуберанцевое сердце», 1965) - персонифицирован образ пера, к которому и обращается лирический герой. Обращается как к живому существу, употребляя отдельные слова и выражения, которые по значению исключают друг друга. Так, перо - «скальпель огненный», «жестокий лиходей», «дикий призыв» и вместе с тем перо - «первоцвет мой, перволюб мой».
Мир, в котором действует лирический герой, сложный, преисполненный серьезных противоречий. В стихотворении об этом четко сказано: жизненное пространство неоднородно (дни карие, пугливые, неутешительные, лучисто легкомысленные, горбатые, продажные и дни лаконичные, виноградные, теплые, дни добродетелей).
Такой неоднородный и неоднозначный мир, в котором живое действующее лицо с пером («огненным скальпелем в руках»). Иван Драч неслучайно поставил логическое ударение на словах «дни эти карие» и «янычары». Эпитет «карие» указывает не на цвет. В восточных языках слово «наказание» означает камень.
Итак, дни суровые - карие (каменистые) и их надо вскрывать с середины («куда не дойдут янычары… в обманной словоблудной игре»). В переносном смысле янычар это манкурт, человек, который потерял историческую, национальную, духовную память, человек-оборотень, у которого нет ничего в душе, которая отреклась от родного языка, культуры, истории - всего духовного мира родного народа.
Против таких лиходеев и выступает Иван Драч в своем стихотворении «Перо».
|
Відгуки користувачів: Иван Драч о роли поэзии - Драч Іван
Додати коментар | ↑ на початок |