Мировоззрение и эстетичные взгляды Михаила Петровича Старицкого (1840-1904)
Михаил Петрович Старицкий родился 1 (14) декабря 1840 г. на Полтавщине в селе Клипенцы в дворянской мелкопомещицкой семье.
Отец - отставной уланский ротмистр Петр Иванович умер, когда Михаилу шел пятый год, а вскоре, в 1852 г., не стало и матери - Настасьи Захаровны, которая походила из семьи Лысенко. Рано осиротевший Михаил воспитывался в семье Виталия Лысенко - отца будущего композитора.
После оуончания Полтавской гимназии М. Старицкий в 1858 г. вместе с Николаем Лысенко поступает в Харьковский университет, а в 1860 г. друзья переходят в Киевский, сменив физико-математический факультет на юридический.
Через год, достигнув совершеннолетия, Старицкий перерывает обучение, едет на Полтавщину, чтобы вступить в наследство, вступает в брак с сестрой Николая - Софией Витальевной и, устроив хозяйственные дела, возвращается в Киев.
После окончания университета в 1864 г. работает в Киевском историческом архиве. В 1868 г. Старицкий с семьей перебирается на Подолье, в приобретенное в с. Карповцы небольшое имение, но вскоре, в 1871 г., возвращается в Киев.
Мировоззрение и эстетичные взгляды Старицкого формировались в 70-е годы.
Пламя крестьянских «бунтов», отмена «свыше» крепостничества и «голодная воля», пореформенная реакция, развертывание второго, «разночинского» периода освободительного движения в стране, «валуевский» циркуляр (1863), а со временем Емский акт (1876), направленные на усиление национального угнетения, придушения украинского языка и прогрессивной культуры, поляризация революционно- демократических и буржуазно-националистических тенденций в обществе, - неизбежно обозначались на развитии и деятельности М. Старицкого.
Само стремление быть полезным народному делу побуждало Старицкого к разносторонней деятельности, а большой талант обеспечивал плодотворность всех его начинаний.
Студентом он посещает собрания и митинги, работает в воскресных школах, народных библиотеках, разных кружках. Со временем принимает участие в работе киевской Общины, Юго-Западного отдела Российского географического общества, становится одним из фундаторов Всероссийского театрального общества, организатором и членом Киевского литературно-артистичного общества.
Театральное дело благодарно Старицкому и как драматургу, и как инициатору и руководителю известных театральных трупп, для содержания которых ему пришлось избавиться от своего имения. В круг однодумцев Старицкого в разное время входили Марк Кропивницкий и Афанасий Саксаганский, Иван Карпенко-Карый и Мария Заньковецкая, Николай Садовский и Анна Затиркевич и много других актеров.
География гастролей кроме Украины, включала в себя широкие просторы Русской империи - от Петербурга и Москвы до Кишинева и Ростова-на-Дону, Одессы, Тифлиса и Минска, Нижнего Новгорода и Астрахани, достигала Вильны и Варшавы. Все это вместе по праву можно назвать Театром Старицкого.
Велики заслуги Старицкого и в издательском деле. Кроме публикации, собственных произведений, он после неудачи в организации литературно-художественного журнала в тяжелых цензурных условиях осуществляет издание двух выпусков альманаха «Совет» (1883, 1884).
Известен М. Старицкий и как талантливый переводчик с русского (А. Пушкин, И. Крылов, Н. Гоголь, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А. Огарев, С. Надсон) и европейских (А. Мицкевич, Ю. Словацкий, Шекспир, Байрон, Гете, Гейне, Гюго, Андерсен, сербские поэты и др.) литератур, чему оказывало содействие хорошие знания немецкого, французского и английского языков.
До последнего дыхания Старицкий не выпускал из рук пера. Умер он в Киеве 14 (27) апреля 1904 г. и похоронен на Байковом кладбище. Исключительная творческая активность обеспечила ему уважение современников и благодарность потомков.
Тяжело определить градацию свершений таких разнопрофильных художников, как Старицкий, который в каждом роде, жанре и виде достиг определенных высот. И все же обзор его творческих достояний следует открыть поэзией. Писать стихи Старицкий начал еще в гимназии, где захватывался поэзиями Пушкина и Лермонтова, читал запрещенные стихи Шевченко.
Преклонение Старицкого перед Шевченко, пронесенное на протяжении всей жизни, обозначилось на проблематике и направлении его поэзий, определило место задела поэта в современном литературном процессе.
Отец - отставной уланский ротмистр Петр Иванович умер, когда Михаилу шел пятый год, а вскоре, в 1852 г., не стало и матери - Настасьи Захаровны, которая походила из семьи Лысенко. Рано осиротевший Михаил воспитывался в семье Виталия Лысенко - отца будущего композитора.
После оуончания Полтавской гимназии М. Старицкий в 1858 г. вместе с Николаем Лысенко поступает в Харьковский университет, а в 1860 г. друзья переходят в Киевский, сменив физико-математический факультет на юридический.
Через год, достигнув совершеннолетия, Старицкий перерывает обучение, едет на Полтавщину, чтобы вступить в наследство, вступает в брак с сестрой Николая - Софией Витальевной и, устроив хозяйственные дела, возвращается в Киев.
После окончания университета в 1864 г. работает в Киевском историческом архиве. В 1868 г. Старицкий с семьей перебирается на Подолье, в приобретенное в с. Карповцы небольшое имение, но вскоре, в 1871 г., возвращается в Киев.
Мировоззрение и эстетичные взгляды Старицкого формировались в 70-е годы.
Пламя крестьянских «бунтов», отмена «свыше» крепостничества и «голодная воля», пореформенная реакция, развертывание второго, «разночинского» периода освободительного движения в стране, «валуевский» циркуляр (1863), а со временем Емский акт (1876), направленные на усиление национального угнетения, придушения украинского языка и прогрессивной культуры, поляризация революционно- демократических и буржуазно-националистических тенденций в обществе, - неизбежно обозначались на развитии и деятельности М. Старицкого.
Само стремление быть полезным народному делу побуждало Старицкого к разносторонней деятельности, а большой талант обеспечивал плодотворность всех его начинаний.
Студентом он посещает собрания и митинги, работает в воскресных школах, народных библиотеках, разных кружках. Со временем принимает участие в работе киевской Общины, Юго-Западного отдела Российского географического общества, становится одним из фундаторов Всероссийского театрального общества, организатором и членом Киевского литературно-артистичного общества.
Театральное дело благодарно Старицкому и как драматургу, и как инициатору и руководителю известных театральных трупп, для содержания которых ему пришлось избавиться от своего имения. В круг однодумцев Старицкого в разное время входили Марк Кропивницкий и Афанасий Саксаганский, Иван Карпенко-Карый и Мария Заньковецкая, Николай Садовский и Анна Затиркевич и много других актеров.
География гастролей кроме Украины, включала в себя широкие просторы Русской империи - от Петербурга и Москвы до Кишинева и Ростова-на-Дону, Одессы, Тифлиса и Минска, Нижнего Новгорода и Астрахани, достигала Вильны и Варшавы. Все это вместе по праву можно назвать Театром Старицкого.
Велики заслуги Старицкого и в издательском деле. Кроме публикации, собственных произведений, он после неудачи в организации литературно-художественного журнала в тяжелых цензурных условиях осуществляет издание двух выпусков альманаха «Совет» (1883, 1884).
Известен М. Старицкий и как талантливый переводчик с русского (А. Пушкин, И. Крылов, Н. Гоголь, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А. Огарев, С. Надсон) и европейских (А. Мицкевич, Ю. Словацкий, Шекспир, Байрон, Гете, Гейне, Гюго, Андерсен, сербские поэты и др.) литератур, чему оказывало содействие хорошие знания немецкого, французского и английского языков.
До последнего дыхания Старицкий не выпускал из рук пера. Умер он в Киеве 14 (27) апреля 1904 г. и похоронен на Байковом кладбище. Исключительная творческая активность обеспечила ему уважение современников и благодарность потомков.
Тяжело определить градацию свершений таких разнопрофильных художников, как Старицкий, который в каждом роде, жанре и виде достиг определенных высот. И все же обзор его творческих достояний следует открыть поэзией. Писать стихи Старицкий начал еще в гимназии, где захватывался поэзиями Пушкина и Лермонтова, читал запрещенные стихи Шевченко.
Преклонение Старицкого перед Шевченко, пронесенное на протяжении всей жизни, обозначилось на проблематике и направлении его поэзий, определило место задела поэта в современном литературном процессе.
|
Відгуки користувачів: Мировоззрение и эстетичные взгляды Михаила Петровича Старицкого (1840-1904) - Старицький Михайло
Додати коментар | ↑ на початок |