Традиции Т. Шевченко в поэзии М. Старицкого
О лирике М. Старицкого написано не так много исследований. Одной из первых заметок была статья И. Франко «Михаил Старицкий».
В этой работе И. Франко указал на то, что М. Старицкий-поэт повернул украинскую поэзию лицом к нуждам социальной жизни, был первым, кому приходилось проламывать псевдошевченковские шаблоны и выводить нашу поэзию на широкий путь творчества.
Позднее, отдельные разделы в своих книгах лирике М. Старицкого посвятили И. Скрипник, М. Дядченко, Л. Топорик, Й. Куриленко и др. Одно из последних исследований - основательная монография Г. Левчик «Поэзия М. П. Старицкого (жанровые и образно-стилевые особенности)».
Многие из литературоведов в какой-то мере касались вопроса традиций Т. Шевченко в поэзии М. Старицкого, но специальной работы по этой проблеме нет. Как поэт М. Старицкий, прежде всего лирик, причем лирик больше социальных, общественных мотивов, чем личных, любовных.
В его стихах ощутима сильная струя «шевченковского слова», а если точнее - шевченковские традиции являются сквозными в поэзии М. Старицкого. От Шевченко идет у Старицкого понимание роли и значения поэта в общественной жизни.
Не о любви, не о рае,
Певец, громко пой!..
Не бойся вражеского поругания;
Со святым огнем иди туда,
Где господство трудности, тоски
И вековечной беды…
Пой, рыдай и будь готов
Вместо лаврового - терновый
Венок одеть на лоб.
(«Я поэту»)
Почти все мотивы оригинальных произведений М. Старицкого тоже идут от Т. Шевченко: прославление любви к родному краю («К Украине»), изображение тяжелых условий жизни и работы трудящегося человека («Швея»; «Город спит», «Край камина»), призыв к борьбе за справедливость («Довольно уже», «Последняя ночь», «Борцу»), воспевание единства славянских народов («Призыв к братьям славянам», «Славянская судьба»), воспроизведение красоты природы («На море», «Вечер», «Весна»), любовных чувств человека («Вызов», «Монологи о любви», «На озере», «Слеза») и др.. Говоря об образной системе, нужно заметить, что значительное место в поэзии М. Старицкого занимает женский образ.
Относительно жанровой специфики поэзии М. Старицкого, то здесь интересные наблюдения можно сделать об особенностях жанра мысли у М. Старицкого и Т. Шевченко, жанра медитации.
Интересные, скажем, и стихи-рассказы М. Старицкого, которые идут от Т. Шевченко, но в сравнении с поэзией Т. Шевченко, субъективная позиция автора всеохватывающая, а по лиризации сказа, произведения М. Старицкого намного сдержаннее.
М. Старицкий-писатель - реалист с ощутимым и выразительным романтическим пафосом, который также идет от Т. Шевченко. Для его поэзии характерны образы-символы («грозные тучи», «слепой люд», « правда-мать», «солнце правды», «лихие властелины», «терновый венок», «храм святых надежд» и др.).
Он смело вводил новые слова («волшебники», «неверный», «поле битвы», «упокоение», «дурманить», «грязнить» и др.). И это лексическое новаторство имело прогрессивное значение для развития литературного украинского языка.
В этой работе И. Франко указал на то, что М. Старицкий-поэт повернул украинскую поэзию лицом к нуждам социальной жизни, был первым, кому приходилось проламывать псевдошевченковские шаблоны и выводить нашу поэзию на широкий путь творчества.
Позднее, отдельные разделы в своих книгах лирике М. Старицкого посвятили И. Скрипник, М. Дядченко, Л. Топорик, Й. Куриленко и др. Одно из последних исследований - основательная монография Г. Левчик «Поэзия М. П. Старицкого (жанровые и образно-стилевые особенности)».
Многие из литературоведов в какой-то мере касались вопроса традиций Т. Шевченко в поэзии М. Старицкого, но специальной работы по этой проблеме нет. Как поэт М. Старицкий, прежде всего лирик, причем лирик больше социальных, общественных мотивов, чем личных, любовных.
В его стихах ощутима сильная струя «шевченковского слова», а если точнее - шевченковские традиции являются сквозными в поэзии М. Старицкого. От Шевченко идет у Старицкого понимание роли и значения поэта в общественной жизни.
Не о любви, не о рае,
Певец, громко пой!..
Не бойся вражеского поругания;
Со святым огнем иди туда,
Где господство трудности, тоски
И вековечной беды…
Пой, рыдай и будь готов
Вместо лаврового - терновый
Венок одеть на лоб.
(«Я поэту»)
Почти все мотивы оригинальных произведений М. Старицкого тоже идут от Т. Шевченко: прославление любви к родному краю («К Украине»), изображение тяжелых условий жизни и работы трудящегося человека («Швея»; «Город спит», «Край камина»), призыв к борьбе за справедливость («Довольно уже», «Последняя ночь», «Борцу»), воспевание единства славянских народов («Призыв к братьям славянам», «Славянская судьба»), воспроизведение красоты природы («На море», «Вечер», «Весна»), любовных чувств человека («Вызов», «Монологи о любви», «На озере», «Слеза») и др.. Говоря об образной системе, нужно заметить, что значительное место в поэзии М. Старицкого занимает женский образ.
Относительно жанровой специфики поэзии М. Старицкого, то здесь интересные наблюдения можно сделать об особенностях жанра мысли у М. Старицкого и Т. Шевченко, жанра медитации.
Интересные, скажем, и стихи-рассказы М. Старицкого, которые идут от Т. Шевченко, но в сравнении с поэзией Т. Шевченко, субъективная позиция автора всеохватывающая, а по лиризации сказа, произведения М. Старицкого намного сдержаннее.
М. Старицкий-писатель - реалист с ощутимым и выразительным романтическим пафосом, который также идет от Т. Шевченко. Для его поэзии характерны образы-символы («грозные тучи», «слепой люд», « правда-мать», «солнце правды», «лихие властелины», «терновый венок», «храм святых надежд» и др.).
Он смело вводил новые слова («волшебники», «неверный», «поле битвы», «упокоение», «дурманить», «грязнить» и др.). И это лексическое новаторство имело прогрессивное значение для развития литературного украинского языка.
|
Відгуки користувачів: Традиции Т. Шевченко в поэзии М. Старицкого - Старицький Михайло
Додати коментар | ↑ на початок |