Иван Величковский
Иван Величковский - поэт очень интересный.
Так как наделила его природа искренней искрой художественного таланта - способностью зорко вглядываться в мир, остро и парадоксально осмысливать его, отливать свои мысли во вместительные ассоциации, колоритные образы, точные остроты.
Виртуозно владея словом и стихом, он любил экспериментировать, искать и разрабатывать новые и непривычные литературные формы.
Это был типичный человек эпохи барокко - ренессансная жизнерадостность и жизнелюбие объединялись в нем с глубокой, искренней религиозностью, а это порождало внутреннюю противоречивость его душевного мира, его индивидуальную душевную драму, хотя и питало мощной энергией его творчество.
Интересен он еще и тем, что не занимал высоких должностей, не имел уважительных титулов и, будучи просвещенным человеком, оставался всю жизнь рядовым пахарем родной культурной нивы. Принадлежал Иван Величковский к тому кругу деятелей, которые сплачивались возле таких тогдашних культурно-идеологических и церковных проводников, как Лазарь Баранович и Варлаам Ясинский.
Его литературная деятельность тесно сливается с литературной деятельностью не только этих тогдашних «столбов» украинской церковной, политической и культурной жизни, но и с литературной деятельностью их младших современников, в частности Дмитрия Туптала и Стефана Яворского.
Из последнего десятилетия жизни поэта имеем две подписанные его именем книги стихов. Первую из них - «Зегар с полузегарком» - автор датирует 1690-м годом, вторую - «Млеко» - годом 1691-м.
Стихи «Зегара с полузегарком», конечно, могли быть созданы и раньше. Но когда года 1690-го архимандрит Киево-Печерской лавры Варлаам Ясинский избирается митрополитом, Иван Величковский, стремясь отметить это событие, оформляет их в «книжицу» и посвящает ее «новоконсекрованному пастырю».
По давней книжной традиции поэт пишет в посвящении: «Да не явлюсь пред преосвященством Вашим, господином и пастырем моим, тощ, два пекторалики - един целый, а второй полузегаровый - приношу преосвященству Вашему, ясное в боге преосвященный архиерей. В правде, не зе злота, a не со сребра, но с подлого ума моего, небы с твердого железа, составленные».
Одни исследователи считали эпиграмматическую и, в частности, «курьезную» форму за несоответствующую для выражения «истин христианства» и на этом основании отрицательно оценивали эту форму. Другие игнорировали и игнорируют содержание - «истины христианства» и «отображение реальной действительности», высоко поднимая «мастерство», «технику» - формалистично трактованные художественные качества.
Для самого поэта разрыва, несогласования, несовместимости между формой и содержанием не существовало. Применение к «христианским материям» эпиграмматической формы, в том числе и «курьезной», он считал целиком допустимым, стремясь к синтезу содержания и формы.
«Художественность» его произведений можно постигнуть только при рассмотрении их в единстве обеих этих составляющих. «Христианское» содержание необходимо не игнорировать - нужно пробовать найти в нем отголосок содержания «национального» - реальной социальной действительности тогдашней Украины.
Методологическим указателем при этом может быть известный тезис Ф. Энгельса о том, что во времена феодализма «интересы, нужды и требования отдельных классов скрывались под религиозной оболочкой». Творческое наследие Ивана Величковского нужно рассматривать комплексно, во всех его жанровых проявлениях. Он проявил себя как талантливый поэт не только в «малых формах», а и в формах больших.
«Ключом» к «секретам поэтического творчества» Ивана Величковский принимает, безусловно, свое собственное понимание своих задач и обязанностей как поэта и гражданина, высказанное в предисловии к «Млеку» - выдающейся памятке эстетичной и литературоведческой мысли второй половины XVII ст., которая до сих пор еще надлежащим образом не оценена и не осмыслена историками тех времен.
При этом следует специально подчеркнуть, что большинство мыслей, высказанных в этом предисловии, касается не только «курьезных стихов» Ивана Величковского, но и всего его творчества. Вместе с тем светские мотивы, настроения, образы, идеи не исчезают из поэзии Ивана Величковского.
Он продолжает их культивировать и достигает в этом деле новых успехов - достаточно вспомнить «Стихи о Дедале». Тем не менее, большей частью мирская струя в зрелом творчестве Ивана Величковского не отмежевывается резко от струи религиозной, как это было в 60 - 70-х годах, а сливается с ней в одних и тех же самых стихах, подчиняясь религиозным настроениях, растворяясь в них.
Интересен идейный мотив поэзии Ивана Величковского - призыв к конкретной деятельности, к реализации «веры» в «делах». Этот мотив (навеянный, возможно, антилютеранской полемикой), привлекательный сам по себе, был актуальным и прогрессивным в тогдашних украинских условиях - требование гражданской активности! - важный еще для нас и как атрибутивный признак, на основании которой можно связать с лицом Ивана Величковского некоторые произведения, помещенные в тетради.
Так как наделила его природа искренней искрой художественного таланта - способностью зорко вглядываться в мир, остро и парадоксально осмысливать его, отливать свои мысли во вместительные ассоциации, колоритные образы, точные остроты.
Виртуозно владея словом и стихом, он любил экспериментировать, искать и разрабатывать новые и непривычные литературные формы.
Это был типичный человек эпохи барокко - ренессансная жизнерадостность и жизнелюбие объединялись в нем с глубокой, искренней религиозностью, а это порождало внутреннюю противоречивость его душевного мира, его индивидуальную душевную драму, хотя и питало мощной энергией его творчество.
Интересен он еще и тем, что не занимал высоких должностей, не имел уважительных титулов и, будучи просвещенным человеком, оставался всю жизнь рядовым пахарем родной культурной нивы. Принадлежал Иван Величковский к тому кругу деятелей, которые сплачивались возле таких тогдашних культурно-идеологических и церковных проводников, как Лазарь Баранович и Варлаам Ясинский.
Его литературная деятельность тесно сливается с литературной деятельностью не только этих тогдашних «столбов» украинской церковной, политической и культурной жизни, но и с литературной деятельностью их младших современников, в частности Дмитрия Туптала и Стефана Яворского.
Из последнего десятилетия жизни поэта имеем две подписанные его именем книги стихов. Первую из них - «Зегар с полузегарком» - автор датирует 1690-м годом, вторую - «Млеко» - годом 1691-м.
Стихи «Зегара с полузегарком», конечно, могли быть созданы и раньше. Но когда года 1690-го архимандрит Киево-Печерской лавры Варлаам Ясинский избирается митрополитом, Иван Величковский, стремясь отметить это событие, оформляет их в «книжицу» и посвящает ее «новоконсекрованному пастырю».
По давней книжной традиции поэт пишет в посвящении: «Да не явлюсь пред преосвященством Вашим, господином и пастырем моим, тощ, два пекторалики - един целый, а второй полузегаровый - приношу преосвященству Вашему, ясное в боге преосвященный архиерей. В правде, не зе злота, a не со сребра, но с подлого ума моего, небы с твердого железа, составленные».
Одни исследователи считали эпиграмматическую и, в частности, «курьезную» форму за несоответствующую для выражения «истин христианства» и на этом основании отрицательно оценивали эту форму. Другие игнорировали и игнорируют содержание - «истины христианства» и «отображение реальной действительности», высоко поднимая «мастерство», «технику» - формалистично трактованные художественные качества.
Для самого поэта разрыва, несогласования, несовместимости между формой и содержанием не существовало. Применение к «христианским материям» эпиграмматической формы, в том числе и «курьезной», он считал целиком допустимым, стремясь к синтезу содержания и формы.
«Художественность» его произведений можно постигнуть только при рассмотрении их в единстве обеих этих составляющих. «Христианское» содержание необходимо не игнорировать - нужно пробовать найти в нем отголосок содержания «национального» - реальной социальной действительности тогдашней Украины.
Методологическим указателем при этом может быть известный тезис Ф. Энгельса о том, что во времена феодализма «интересы, нужды и требования отдельных классов скрывались под религиозной оболочкой». Творческое наследие Ивана Величковского нужно рассматривать комплексно, во всех его жанровых проявлениях. Он проявил себя как талантливый поэт не только в «малых формах», а и в формах больших.
«Ключом» к «секретам поэтического творчества» Ивана Величковский принимает, безусловно, свое собственное понимание своих задач и обязанностей как поэта и гражданина, высказанное в предисловии к «Млеку» - выдающейся памятке эстетичной и литературоведческой мысли второй половины XVII ст., которая до сих пор еще надлежащим образом не оценена и не осмыслена историками тех времен.
При этом следует специально подчеркнуть, что большинство мыслей, высказанных в этом предисловии, касается не только «курьезных стихов» Ивана Величковского, но и всего его творчества. Вместе с тем светские мотивы, настроения, образы, идеи не исчезают из поэзии Ивана Величковского.
Он продолжает их культивировать и достигает в этом деле новых успехов - достаточно вспомнить «Стихи о Дедале». Тем не менее, большей частью мирская струя в зрелом творчестве Ивана Величковского не отмежевывается резко от струи религиозной, как это было в 60 - 70-х годах, а сливается с ней в одних и тех же самых стихах, подчиняясь религиозным настроениях, растворяясь в них.
Интересен идейный мотив поэзии Ивана Величковского - призыв к конкретной деятельности, к реализации «веры» в «делах». Этот мотив (навеянный, возможно, антилютеранской полемикой), привлекательный сам по себе, был актуальным и прогрессивным в тогдашних украинских условиях - требование гражданской активности! - важный еще для нас и как атрибутивный признак, на основании которой можно связать с лицом Ивана Величковского некоторые произведения, помещенные в тетради.
|
Відгуки користувачів: Иван Величковский - Величковський Іван
Додати коментар | ↑ на початок |