Между жизнью и смертью (по повести Г. Квитки-Основьяненко "Маруся")
Вы, наверное, читали «Вечера на хуторе возле Диканьки» Н. Гоголя? Так вот, произведения Г. Квитки-Основьяненко - это будто продолжение этой повести. Только там нет ни страшных уродов, ни чертей (есть, правда, ведьмы).
Но подобны они к «Вечерам…» своей крестьянской тематикой, тем необыкновенным малороссийским колоритом, который в то время очаровывал не только самих украинцев, а и россиян.
Вообще же, повести Квитки-Основьяненко могут вас очень умилить, например, повесть «Маруся». А те, кто любит посмеяться, могут прочитать «Конотопскую ведьму».
Итак, начнем с «Маруси». Это поэтическо-трагическая история любви сельской девушки Маруси и городского юноши Василия. Препятствием к их бракосочетанию становятся условия тогдашнего социального уклада. Богатый отец Маруси Наум Дрот не хочет отдать Марусю за сироту Василия, которому угрожает рекрутство.
А судьба женщины-солдатки не может не пугать. Чтобы получить согласие Наума на бракосочетание, чтобы откупиться от страшной солдатчины - нанять вместо себя другого («наемщика»), Василий идет на заработки (как видите, ситуация кое в чем подобна событиям из «Наталки Полтавки»). Маруся же, ходя в бор на озера, где когда-то встречалась с Василием, простудилась и умерла.
Возвращается Василий с заработков и попадает на похороны своей любимой. От большого горя парень хочет причинить себе смерть, но его спасают монахи, которые привозят его в Киев, в Печерский монастырь, где он в скором времени умирает от тоски по Марусе.
Василий очень быстро и легко решает проблему «наемщика» - сложную и неразрешимую для сироты в тогдашних условиях: ему будто с неба свалился сказочно добрый и щедрый хозяин, который за верную одно-двухлетнюю службу обещает нанять другого в рекруты вместо Василия.
А здесь и Маруси захотелось, чтобы не было свидетелей ее встречи с Василием, - и автор немедленно, за один день, даже поднимая народные обычаи, «отдает» ее подругу Елену замуж далеко, в другой хутор. Захотел Василий познакомиться с родителями Маруси - и автор «предоставляет» ему случай: Василий выручает из беды мужчину, у которого телега поломалась в поле, и сопроводит его аж домой; оказывается, что это и был Наум Дрот.
Даже высочайший драматизм положения - болезнь и смерть Маруси - тоже не мотивируется психологически, а обуславливается только случаем: в разгар лета Маруся простудилась и умерла. И еще случай, как в сказке или в песне: Василий возвращается именно в день похорон Маруси.
Сказка не сказка, а упоминания и о песенности должны нам помочь, ведь мы будем писать о том, как автор изображает жизнь и быт украинского крестьянства. Здесь можете заметить, что в повести мы находим отголосок тем, сюжетов, мотивов многих песен.
Например, есть песня, где рассказывается о том, как отъехал казак на охоту, возвращается и застает Марусю мертвой. А дальше слышать причитание. Совсем как в произведении Квитки.
Мотивы разлуки и смерти влюбленных создавались автором под сильным влиянием соответствующих мотивов народной песенности. Довольно часто в песнях разлучниками влюбленных выступают родители. В песнях этот мотив имеет общий характер. Квитка ставит его на конкретную основу, переносит в реальные обстоятельства, подает детальную общественную мотивацию поступка Наума Дрота.
Обратимся к образу Маруси. Она, с точки зрения автора, - целиком идеальный персонаж. Вот ее портрет: «Высокая, прямая, как стрелочка, чернявенькая, глазищи, как терновые ягодки, бровоньки, как на шнурочке, личиком красная, как господская мальва, которая в саду цветет, носик так себе прямой, с горбинкой, а губоньки как цветочки расцветают…».
Не напоминает ли этот портрет девушку-красавицу из народной поэзии? Глаза черные, бровки ровные, как шнурочек, личико белое, румяное, сердце же мое любимое.
Главное, что, беря для характеристики общие портретные черты из народного творчества, писатель не наделяет Марусю достаточным количеством индивидуальных, неповторимых черт. Даже имя для нее автор выбрал наиболее распространенное в народных песнях.
Обратите внимание не только на внешнюю красоту Маруси, а и на ее красивую украинскую одежду, манеры, поведение, подчеркните высокие моральные качества. Можете даже написать, что это идеал крестьянской девушки: «На все село была и красивая, и умная, и богатая, обычная, и еще к этому тихая, и смирная, и всякому покорная».
Только не надо смеяться над ее покорностью - это было во времена Квитки-Основьяненко. Конечно же, сейчас в «моде» брыкливые девушки, которые “опаливают” не хуже, чем мужчины, или такое отрежут бранное слово, что аж уши вянут. Да и работать они не очень бросаются, разве только мать заставит или будут знать, что за это что-то получат: или новые джинсы, или куртку.
Но в те времена, одной из главнейших положительных качеств человека народ считал трудолюбие. Среди основных черт образа Маруси писатель подчеркивает то, что она была «ко всякому делу неусыпная»: «…а что работящая! И на отца, и на мать, и на себя прядет, шьет, моет, и сама все одна, без наймички, и варит, и печет».
Все время Маруся в работе: то вокруг печи, то вокруг коровы, даже была и «с отцом в поле». Обратите внимание, это и есть жизнь, быт украинского крестьянства.
Определим, где еще изображает писатель быт народа, его жизнь. Например, это приговаривание Наума над мертвой дочуркой, представленные в форме народного причитания: «Взяла нашу радость с собой: кто вас будет веселить такой добротой, как ты? Кто нас, как былиночек в поле, будет присматривать?..»
Также детально описываются ритуальные драматические действа, связанные со сватаньем, со свадьбой, с похоронами; встраиваются соответственно действу украинские свадебные песни. А какое непревзойденное мастерство проявил автор в описании танца девушек и парня Дениса на свадьбе!
Обратите также внимание на картины природы. Ведь крестьяне живут не в вакууме, а в живописном месте, где поют соловьи, где на небе можно увидеть звезды, где есть лес и река. При написании произведения не забудьте усиливать свои мысли цитатами, чтобы было понятно, что текст вы все же читали, а не удачно переписали свое произведение из критики. Но чрезмерно не увлекайтесь.
В вступлении напишите, что Квитка-Основьяненко не случайно ввел в свою повесть элементы народного фольклора, изобразил жизнь и быт украинского крестьянства. Оказывается, он собирал фольклор, увлекался им. В выводе не забудьте высказать свои мысли и впечатления от произведения.
Можете сравнить с современной жизнью украинцев и сделать вывод, так ли сейчас проходят свадьбы, похороны - вообще, много ли осталось тех обычаев, которых раньше украинцы свято придерживались.
Но подобны они к «Вечерам…» своей крестьянской тематикой, тем необыкновенным малороссийским колоритом, который в то время очаровывал не только самих украинцев, а и россиян.
Вообще же, повести Квитки-Основьяненко могут вас очень умилить, например, повесть «Маруся». А те, кто любит посмеяться, могут прочитать «Конотопскую ведьму».
Итак, начнем с «Маруси». Это поэтическо-трагическая история любви сельской девушки Маруси и городского юноши Василия. Препятствием к их бракосочетанию становятся условия тогдашнего социального уклада. Богатый отец Маруси Наум Дрот не хочет отдать Марусю за сироту Василия, которому угрожает рекрутство.
А судьба женщины-солдатки не может не пугать. Чтобы получить согласие Наума на бракосочетание, чтобы откупиться от страшной солдатчины - нанять вместо себя другого («наемщика»), Василий идет на заработки (как видите, ситуация кое в чем подобна событиям из «Наталки Полтавки»). Маруся же, ходя в бор на озера, где когда-то встречалась с Василием, простудилась и умерла.
Возвращается Василий с заработков и попадает на похороны своей любимой. От большого горя парень хочет причинить себе смерть, но его спасают монахи, которые привозят его в Киев, в Печерский монастырь, где он в скором времени умирает от тоски по Марусе.
Василий очень быстро и легко решает проблему «наемщика» - сложную и неразрешимую для сироты в тогдашних условиях: ему будто с неба свалился сказочно добрый и щедрый хозяин, который за верную одно-двухлетнюю службу обещает нанять другого в рекруты вместо Василия.
А здесь и Маруси захотелось, чтобы не было свидетелей ее встречи с Василием, - и автор немедленно, за один день, даже поднимая народные обычаи, «отдает» ее подругу Елену замуж далеко, в другой хутор. Захотел Василий познакомиться с родителями Маруси - и автор «предоставляет» ему случай: Василий выручает из беды мужчину, у которого телега поломалась в поле, и сопроводит его аж домой; оказывается, что это и был Наум Дрот.
Даже высочайший драматизм положения - болезнь и смерть Маруси - тоже не мотивируется психологически, а обуславливается только случаем: в разгар лета Маруся простудилась и умерла. И еще случай, как в сказке или в песне: Василий возвращается именно в день похорон Маруси.
Сказка не сказка, а упоминания и о песенности должны нам помочь, ведь мы будем писать о том, как автор изображает жизнь и быт украинского крестьянства. Здесь можете заметить, что в повести мы находим отголосок тем, сюжетов, мотивов многих песен.
Например, есть песня, где рассказывается о том, как отъехал казак на охоту, возвращается и застает Марусю мертвой. А дальше слышать причитание. Совсем как в произведении Квитки.
Мотивы разлуки и смерти влюбленных создавались автором под сильным влиянием соответствующих мотивов народной песенности. Довольно часто в песнях разлучниками влюбленных выступают родители. В песнях этот мотив имеет общий характер. Квитка ставит его на конкретную основу, переносит в реальные обстоятельства, подает детальную общественную мотивацию поступка Наума Дрота.
Обратимся к образу Маруси. Она, с точки зрения автора, - целиком идеальный персонаж. Вот ее портрет: «Высокая, прямая, как стрелочка, чернявенькая, глазищи, как терновые ягодки, бровоньки, как на шнурочке, личиком красная, как господская мальва, которая в саду цветет, носик так себе прямой, с горбинкой, а губоньки как цветочки расцветают…».
Не напоминает ли этот портрет девушку-красавицу из народной поэзии? Глаза черные, бровки ровные, как шнурочек, личико белое, румяное, сердце же мое любимое.
Главное, что, беря для характеристики общие портретные черты из народного творчества, писатель не наделяет Марусю достаточным количеством индивидуальных, неповторимых черт. Даже имя для нее автор выбрал наиболее распространенное в народных песнях.
Обратите внимание не только на внешнюю красоту Маруси, а и на ее красивую украинскую одежду, манеры, поведение, подчеркните высокие моральные качества. Можете даже написать, что это идеал крестьянской девушки: «На все село была и красивая, и умная, и богатая, обычная, и еще к этому тихая, и смирная, и всякому покорная».
Только не надо смеяться над ее покорностью - это было во времена Квитки-Основьяненко. Конечно же, сейчас в «моде» брыкливые девушки, которые “опаливают” не хуже, чем мужчины, или такое отрежут бранное слово, что аж уши вянут. Да и работать они не очень бросаются, разве только мать заставит или будут знать, что за это что-то получат: или новые джинсы, или куртку.
Но в те времена, одной из главнейших положительных качеств человека народ считал трудолюбие. Среди основных черт образа Маруси писатель подчеркивает то, что она была «ко всякому делу неусыпная»: «…а что работящая! И на отца, и на мать, и на себя прядет, шьет, моет, и сама все одна, без наймички, и варит, и печет».
Все время Маруся в работе: то вокруг печи, то вокруг коровы, даже была и «с отцом в поле». Обратите внимание, это и есть жизнь, быт украинского крестьянства.
Определим, где еще изображает писатель быт народа, его жизнь. Например, это приговаривание Наума над мертвой дочуркой, представленные в форме народного причитания: «Взяла нашу радость с собой: кто вас будет веселить такой добротой, как ты? Кто нас, как былиночек в поле, будет присматривать?..»
Также детально описываются ритуальные драматические действа, связанные со сватаньем, со свадьбой, с похоронами; встраиваются соответственно действу украинские свадебные песни. А какое непревзойденное мастерство проявил автор в описании танца девушек и парня Дениса на свадьбе!
Обратите также внимание на картины природы. Ведь крестьяне живут не в вакууме, а в живописном месте, где поют соловьи, где на небе можно увидеть звезды, где есть лес и река. При написании произведения не забудьте усиливать свои мысли цитатами, чтобы было понятно, что текст вы все же читали, а не удачно переписали свое произведение из критики. Но чрезмерно не увлекайтесь.
В вступлении напишите, что Квитка-Основьяненко не случайно ввел в свою повесть элементы народного фольклора, изобразил жизнь и быт украинского крестьянства. Оказывается, он собирал фольклор, увлекался им. В выводе не забудьте высказать свои мысли и впечатления от произведения.
Можете сравнить с современной жизнью украинцев и сделать вывод, так ли сейчас проходят свадьбы, похороны - вообще, много ли осталось тех обычаев, которых раньше украинцы свято придерживались.
|
Відгуки користувачів: Между жизнью и смертью (по повести Г. Квитки-Основьяненко "Маруся") - Квітка-Основ'яненко Григорій
Додати коментар | ↑ на початок |