Фантастичное в повести "Конотопская ведьма"
Знаменитую страницу вписал в историю украинской литературы наш земляк Г. Квитка-Основьяненко, по праву заслужив признание потомков.
Правдивый показ отдельных сторон тогдашней действительности, народный юмор, мастерское использование богатств народно-песенного творчества обеспечили пьесам Квитки широкую популярность и долговечность.
С большим успехом и до сих пор проходят спектакля « Шельменко-Денщик», «Сватанье на Гончаровке» в театрах нашей страны. Знание жизни, захватывающая манера сказа, юмористическая окраска - все это делало произведения Квитки-Основьяненка понятными всем. Украинская проза как самостоятельный жанр не существовала, и вдобавок писателю пришлось идти неторными дорогами.
В основе языка поговорки Слободской Украины. Белинский отмечал (в 1843 г.), что Квитка «имеет необыкновенный талант рассказывать разные старинные пересказы языком легкой и понятной простолюдину». В повести «Конотопская ведьма», юмористически изображая быт и управление казацкой старшины ХVIII ст., писатель казнит паразитизм, духовное отупение старшины.
В произведении подаются реальные и фантастические факты, сюжет создан на материале живой действительности, сказочной фантастики, верований в нечистую силу, ведьм.
Самодурство, взяточничество, жестокость характерные для конотопского сотника Забрехи и писаря Пестряка. Они пользуются неограниченной властью, совершают насилие над населением.
Ленивый Забреха без Пестряка-Пьяницы «ни рюмки водки, ни ложки борща к рту не поднимет; как Пестряк Рыгорович сказал, так оно и будет…» Разве не высочайшее доказательство «сообразительности» писаря его знаменитая хворостина! Пестряк настоящий мошенник, коварный, льстивый во взаимоотношениях с другими, умеет использовать свое служебное положение.
И чего доброго можно ждать от беспробудного пропойцы? Именно он совершил расправу над ни в чем не виновными женщинами, чтобы проявить ведьму. Искать собственной выгоды, Забреха способный на любое преступление, входит в заговор с ведьмой, готов заморить голодом Конотоп, зажечь его «с четырех концов». Забреха принуждает Козаков вместо службы обрабатывать его землю, постепенно превращает их в своих крепостных.
Как и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя, события в «Конотопской ведьме» переплетаются с фантастикой. Что только не вытворяла Мотря Зубиха! Именно такой и была в народе воображение о ведьме.
Об этом можно прочитать во многих легендах. Даже отношение к ведьме после смерти было традиционным: «…зарыли ничком в яму, прибили осиновым колом и сверху и зацеменировали, чтобы не вскочила».
«Конотопская ведьма» направлена своим просветительским острием против невежества, суеверности, бездуховного существования провинциального панства.
Правдивый показ отдельных сторон тогдашней действительности, народный юмор, мастерское использование богатств народно-песенного творчества обеспечили пьесам Квитки широкую популярность и долговечность.
С большим успехом и до сих пор проходят спектакля « Шельменко-Денщик», «Сватанье на Гончаровке» в театрах нашей страны. Знание жизни, захватывающая манера сказа, юмористическая окраска - все это делало произведения Квитки-Основьяненка понятными всем. Украинская проза как самостоятельный жанр не существовала, и вдобавок писателю пришлось идти неторными дорогами.
В основе языка поговорки Слободской Украины. Белинский отмечал (в 1843 г.), что Квитка «имеет необыкновенный талант рассказывать разные старинные пересказы языком легкой и понятной простолюдину». В повести «Конотопская ведьма», юмористически изображая быт и управление казацкой старшины ХVIII ст., писатель казнит паразитизм, духовное отупение старшины.
В произведении подаются реальные и фантастические факты, сюжет создан на материале живой действительности, сказочной фантастики, верований в нечистую силу, ведьм.
Самодурство, взяточничество, жестокость характерные для конотопского сотника Забрехи и писаря Пестряка. Они пользуются неограниченной властью, совершают насилие над населением.
Ленивый Забреха без Пестряка-Пьяницы «ни рюмки водки, ни ложки борща к рту не поднимет; как Пестряк Рыгорович сказал, так оно и будет…» Разве не высочайшее доказательство «сообразительности» писаря его знаменитая хворостина! Пестряк настоящий мошенник, коварный, льстивый во взаимоотношениях с другими, умеет использовать свое служебное положение.
И чего доброго можно ждать от беспробудного пропойцы? Именно он совершил расправу над ни в чем не виновными женщинами, чтобы проявить ведьму. Искать собственной выгоды, Забреха способный на любое преступление, входит в заговор с ведьмой, готов заморить голодом Конотоп, зажечь его «с четырех концов». Забреха принуждает Козаков вместо службы обрабатывать его землю, постепенно превращает их в своих крепостных.
Как и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя, события в «Конотопской ведьме» переплетаются с фантастикой. Что только не вытворяла Мотря Зубиха! Именно такой и была в народе воображение о ведьме.
Об этом можно прочитать во многих легендах. Даже отношение к ведьме после смерти было традиционным: «…зарыли ничком в яму, прибили осиновым колом и сверху и зацеменировали, чтобы не вскочила».
«Конотопская ведьма» направлена своим просветительским острием против невежества, суеверности, бездуховного существования провинциального панства.
|
Відгуки користувачів: Фантастичное в повести "Конотопская ведьма" - Квітка-Основ'яненко Григорій
Додати коментар | ↑ на початок |