Тонкие струны поэзии Ивана Малковича
Погружаясь в лирический мир, созданный нашим талантливым современником, поэтом-скрипачом Иваном Малковичем, невозможно не услышать тонкую, неуловимую мелодию красоты, хрупкости, нежной заботы.
Это ощущение можно сравнить с моментом, когда зимой на нашу ладонь взлетает маленькая снежинка, филигранная от самой природы, и за секунду тает. Или когда мы с замиранием сердца любуемся узорами на крыльях мотылька, боясь даже дышать, чтобы не спугнуть эту хрупкую красоту, но он все равно взлетает, оставляя после себя непостижимое ощущение прекрасного.
Этот общий мотив объединяет такие стихотворения автора, как «С ангелом на плечи», «Свечечка буквы И» и «Музыка, которая пошла». От первой из них, которую сам Малкович определяет как старосветскую балладу, действительно веет определенной мистичностью: ночь, одинокий человек с маленьким огоньком свечи «идет в никуда, в невозврат».
Напряжение возрастает в каждой строке: «серый маятник жизни» гонит героя в спину, завывание ветра, которые передаются аллитерацией «в», угрожают потушить свечечку, и страшный детоубийца Ирод уже готов уничтожить все священные детские голоски, которые прорастают в душе.
Создается атмосфера предчувствия чего-то трагического, но человек продолжает путь вместе с ангелом - и в этом оптимистичность стиха, вера автора в силу человеческой души, которая стремится духовного усовершенствования.
Символическими являются образы ангела и Господней свечи как небесного начала в каждом из нас, что ведет нас сквозь серость и неумолимость жизни. Так легко неосторожным движением спугнуть ангела с плеча и не защитить свечечку от ветра… Это и есть и грань, по которой мы должны научиться ходить, как настоящие канатоходцы, а не «брести» и не «слонятся», расточая время вечности.
«Свечечка буквы И» - лирический монолог-обращение, написанный в форме верлибра, также призывает оберегать красоту - теперь родного языка. Любовное, до боли нежное отношение автора к языку оказывается и в поэтизации ее графических особенностей («и» - свечечка, «есть» - серпик месяца), и в ласковых, уменьшительных словах: ладошки, крохотную, на пальчиках и т.п..
Обращение к ребенку - это слова для всего будущего поколения с установкой деятельно беречь наш язык, не полагаясь лишь не красивые слова «соловьев», под которыми автор, возможно, имел в виду выдающихся поэтов, что воспевают красоту языка.
Что же о третьем стихотворении «Музыка, которая пошла», то она посвящена тому, что пробуждает в нас самые светлые духовные порывы к искусству, музыке. Мощная экспрессия стиха создается прежде всего риторическими обращениями к скрипке и смычку как верных спутников автора, на которые он возлагает большие надежды. В поэзии все та же неуловимая красота, но уже в описании музыки, блуждает в неуверенности миров.
Так автор выражает свои художественные поиски, которые никогда не должны заканчиваться, так как музыка и - светлая непостижимость, которую не запрешь в сундуке, она никому не подвластная, как молодая прекрасная девушка, которая грезит о безграничной легкости и свободе…
Как героиня известной песни «Машины времени», она любит гулять соблазнительными ночами, но ее волшебная невиновность захватывает и вызывает готовность идти даже на край мира в поисках неповторимости.
Таким вечным лириком, искателем красоты, который бережно относится ко всем ее жизненным проявлениям, возникает перед нами Иван Малкович.
Очень бы хотелось, чтобы и в дальнейшем этот чувствительный, сердечный поэт согревал наши души теплом свечи своего таланта.
Это ощущение можно сравнить с моментом, когда зимой на нашу ладонь взлетает маленькая снежинка, филигранная от самой природы, и за секунду тает. Или когда мы с замиранием сердца любуемся узорами на крыльях мотылька, боясь даже дышать, чтобы не спугнуть эту хрупкую красоту, но он все равно взлетает, оставляя после себя непостижимое ощущение прекрасного.
Этот общий мотив объединяет такие стихотворения автора, как «С ангелом на плечи», «Свечечка буквы И» и «Музыка, которая пошла». От первой из них, которую сам Малкович определяет как старосветскую балладу, действительно веет определенной мистичностью: ночь, одинокий человек с маленьким огоньком свечи «идет в никуда, в невозврат».
Напряжение возрастает в каждой строке: «серый маятник жизни» гонит героя в спину, завывание ветра, которые передаются аллитерацией «в», угрожают потушить свечечку, и страшный детоубийца Ирод уже готов уничтожить все священные детские голоски, которые прорастают в душе.
Создается атмосфера предчувствия чего-то трагического, но человек продолжает путь вместе с ангелом - и в этом оптимистичность стиха, вера автора в силу человеческой души, которая стремится духовного усовершенствования.
Символическими являются образы ангела и Господней свечи как небесного начала в каждом из нас, что ведет нас сквозь серость и неумолимость жизни. Так легко неосторожным движением спугнуть ангела с плеча и не защитить свечечку от ветра… Это и есть и грань, по которой мы должны научиться ходить, как настоящие канатоходцы, а не «брести» и не «слонятся», расточая время вечности.
«Свечечка буквы И» - лирический монолог-обращение, написанный в форме верлибра, также призывает оберегать красоту - теперь родного языка. Любовное, до боли нежное отношение автора к языку оказывается и в поэтизации ее графических особенностей («и» - свечечка, «есть» - серпик месяца), и в ласковых, уменьшительных словах: ладошки, крохотную, на пальчиках и т.п..
Обращение к ребенку - это слова для всего будущего поколения с установкой деятельно беречь наш язык, не полагаясь лишь не красивые слова «соловьев», под которыми автор, возможно, имел в виду выдающихся поэтов, что воспевают красоту языка.
Что же о третьем стихотворении «Музыка, которая пошла», то она посвящена тому, что пробуждает в нас самые светлые духовные порывы к искусству, музыке. Мощная экспрессия стиха создается прежде всего риторическими обращениями к скрипке и смычку как верных спутников автора, на которые он возлагает большие надежды. В поэзии все та же неуловимая красота, но уже в описании музыки, блуждает в неуверенности миров.
Так автор выражает свои художественные поиски, которые никогда не должны заканчиваться, так как музыка и - светлая непостижимость, которую не запрешь в сундуке, она никому не подвластная, как молодая прекрасная девушка, которая грезит о безграничной легкости и свободе…
Как героиня известной песни «Машины времени», она любит гулять соблазнительными ночами, но ее волшебная невиновность захватывает и вызывает готовность идти даже на край мира в поисках неповторимости.
Таким вечным лириком, искателем красоты, который бережно относится ко всем ее жизненным проявлениям, возникает перед нами Иван Малкович.
Очень бы хотелось, чтобы и в дальнейшем этот чувствительный, сердечный поэт согревал наши души теплом свечи своего таланта.
|
Відгуки користувачів: Тонкие струны поэзии Ивана Малковича - Малкович Іван
Додати коментар | ↑ на початок |