С чего смеется И. Карпенко Карый в своей комедии "Сто тысяч"
Карпенко-Карый - выдающийся украинский драматург, который работал в конце XIX столетия. Иван Тобилевич (Карпенко-Карый - это творческий псевдоним писателя) сделал значительный вклад не только в развитие украинской литературы, а и в развитие культуры нашей Родины.
В 1882 году в Екатеринославе был создан первый украинский профессиональный театр, который получил широкое признание не только среди народа, а и за границей. Пьесы для нового театра Тобилевич писал сам, во многих сам играл главные роли. Его драматические произведения характеризуются реалистичностью изображения всех событий.
Это были большей частью острые сатирические произведения на современное художнику состояние общества. После отмены крепостного права на территории Украины жизнь крестьян начала резко изменяться. Те, что были, говоря современным языком, «прирожденными бизнесменами», начали скупать землю у обедневших крестьян и помещиков, которые не успевали приспособиться к новой жизни.
Безземельные крестьяне за копейки шли работать на помещиков, в результате, испытывали несправедливость и издевательства со стороны так называемых работодателей. За всеми этими процессами внимательно наблюдал Карпенко-Карый, ему по-настоящему было больно за то положение, в котором часто оказывались крестьяне из-за нечестности помещиков и ростовщиков.
Пьеса «Сто тысяч» (второе ее название «Деньги») была создана в 1889 году и сразу стала популярной: настолько реалистически изобразил автор некоторых типичных персонажей украинского села, настолько острой и бескомпромиссной была его сатира.
Главный персонаж пьесы Герасим Мошна - один из сельских мироедов, которые готовы были пойти на все, лишь бы скупить как можно больше земли. На самом деле, украинский народ всегда отмечался любовью к земле - в фольклоре ее называют матушкой, кормилицей… Но Мошна - это другой случай. Он не столько любит землю и честную земледельческую работу на ней, сколько стремится к наживе и богатству, ему безразлично, на что придется идти ради этой земли.
Для скупки земель Мошне нужны деньги и он решает за пять тысяч карбованцев купить сто тысяч фальшивых денег. Не тут-то было: в результате аферы он остается с сумкой простой бумаги, которую ему продали под видом денег. То, что Мошну обманули, не вызывает никакого сочувствия у зрителей, так как он и сам не раз одурачивал людей, делал бы это и в дальнейшем.
Образ Герасима Мошны - образ, прежде всего, сатирический, т.е. смешной. Но вне смеха, который мастерски вызывает Карпенко-Карый своими яркими образами, умением подобрать нужные слова и вложить их в уста персонажей, мы ощущаем и что-то другое. Это сочувствие к простым крестьянам, которые вынуждены были терпеть несправедливость помещиков, к которым нанимались или становились жертвами аферистов, это и презрение к Мошне и подобным ему.
Желая денег и богатства, такие персонажи теряют человеческое подобие, вечные ценности достоинства, духовного развития и добрых человеческих отношений теряют для них смысл, остаются только деньги. В последнем эпизоде пьесы Герасим Мошна даже старается покончить жизнь самоубийством, его спасает случайность, но он не понимает, кажется, ничего, говоря: «Лучше смерть, чем крюка потеря».
Драма Карпенка-Карого не теряет своей актуальности и в наше время, так как и сейчас мы встречаем людей, для которых обесценилось вечное и истинное, для которых деньги затмили все.
Я считаю, что пьеса «Сто тысяч», является не только мастерской сатирой на тогдашние общественные события, а и вечным напоминанием нам, что Герасимы Мошны существуют, их много и они среди нас, что надо помнить о том настоящем и вечном, что есть в жизни человека, о том, что имеет ценность всегда.
Надо помнить, что настоящим богатеем является не тот, кто имеет вдоволь денег, а тот, кто имеет здоровье, друзей, свободу, имеет возможность общаться с родными, жить честно и просто, возрастать духовно. Такие богатства неоценимы, они стоят намного больше, чем «сто тысяч»…
В 1882 году в Екатеринославе был создан первый украинский профессиональный театр, который получил широкое признание не только среди народа, а и за границей. Пьесы для нового театра Тобилевич писал сам, во многих сам играл главные роли. Его драматические произведения характеризуются реалистичностью изображения всех событий.
Это были большей частью острые сатирические произведения на современное художнику состояние общества. После отмены крепостного права на территории Украины жизнь крестьян начала резко изменяться. Те, что были, говоря современным языком, «прирожденными бизнесменами», начали скупать землю у обедневших крестьян и помещиков, которые не успевали приспособиться к новой жизни.
Безземельные крестьяне за копейки шли работать на помещиков, в результате, испытывали несправедливость и издевательства со стороны так называемых работодателей. За всеми этими процессами внимательно наблюдал Карпенко-Карый, ему по-настоящему было больно за то положение, в котором часто оказывались крестьяне из-за нечестности помещиков и ростовщиков.
Пьеса «Сто тысяч» (второе ее название «Деньги») была создана в 1889 году и сразу стала популярной: настолько реалистически изобразил автор некоторых типичных персонажей украинского села, настолько острой и бескомпромиссной была его сатира.
Главный персонаж пьесы Герасим Мошна - один из сельских мироедов, которые готовы были пойти на все, лишь бы скупить как можно больше земли. На самом деле, украинский народ всегда отмечался любовью к земле - в фольклоре ее называют матушкой, кормилицей… Но Мошна - это другой случай. Он не столько любит землю и честную земледельческую работу на ней, сколько стремится к наживе и богатству, ему безразлично, на что придется идти ради этой земли.
Для скупки земель Мошне нужны деньги и он решает за пять тысяч карбованцев купить сто тысяч фальшивых денег. Не тут-то было: в результате аферы он остается с сумкой простой бумаги, которую ему продали под видом денег. То, что Мошну обманули, не вызывает никакого сочувствия у зрителей, так как он и сам не раз одурачивал людей, делал бы это и в дальнейшем.
Образ Герасима Мошны - образ, прежде всего, сатирический, т.е. смешной. Но вне смеха, который мастерски вызывает Карпенко-Карый своими яркими образами, умением подобрать нужные слова и вложить их в уста персонажей, мы ощущаем и что-то другое. Это сочувствие к простым крестьянам, которые вынуждены были терпеть несправедливость помещиков, к которым нанимались или становились жертвами аферистов, это и презрение к Мошне и подобным ему.
Желая денег и богатства, такие персонажи теряют человеческое подобие, вечные ценности достоинства, духовного развития и добрых человеческих отношений теряют для них смысл, остаются только деньги. В последнем эпизоде пьесы Герасим Мошна даже старается покончить жизнь самоубийством, его спасает случайность, но он не понимает, кажется, ничего, говоря: «Лучше смерть, чем крюка потеря».
Драма Карпенка-Карого не теряет своей актуальности и в наше время, так как и сейчас мы встречаем людей, для которых обесценилось вечное и истинное, для которых деньги затмили все.
Я считаю, что пьеса «Сто тысяч», является не только мастерской сатирой на тогдашние общественные события, а и вечным напоминанием нам, что Герасимы Мошны существуют, их много и они среди нас, что надо помнить о том настоящем и вечном, что есть в жизни человека, о том, что имеет ценность всегда.
Надо помнить, что настоящим богатеем является не тот, кто имеет вдоволь денег, а тот, кто имеет здоровье, друзей, свободу, имеет возможность общаться с родными, жить честно и просто, возрастать духовно. Такие богатства неоценимы, они стоят намного больше, чем «сто тысяч»…
|
Відгуки користувачів: С чего смеется И. Карпенко Карый в своей комедии "Сто тысяч" - Карпенко-Карий Іван
Додати коментар | ↑ на початок |