Характеристика образов Остапа и Соломии в драме "Дорогой ценой"
В своем произведении Г. Коцюбинский изображает персонажей из народа.
Главные герои - Остап и Соломия - являются типичными тогдашними украинцами, тем не менее имеют и яркие индивидуальные психологические черты. Автор изображает персонажей с многих сторон: раскрывает психологию своих героев, их отношение к жизни, стремление и ценности. Остап и Соломия - яркие, многогранные, глубокие образы украинской литературы.
Главным персонажам повести «Дорогой ценой» присуще стремление к свободе, причем свобода имеет для них настолько важное значение, что они готовы отдать за нее что-нибудь. Желание не только формальной свободы действий, а и желание иметь свободу выбора, духовную свободу присущую Остапу и Соломие.
Остап и Соломия любят землю и работу на земле, тем не менее они хотят работать на себя, на свое будущее, пусть и тяжело работать. Крепостничество делает невозможным счастливое существование человека, ведь оно антигуманное за своей сутью. Оба героя ненавидят крепостной порядок, он неприемлем для них своей унизительностью.
Героям присущи незаурядная порядочность, взаимовыручка, они предоставляют друг другу поддержку, готовы жизни отдать друг за друга. Соломия не обычная женщина. Она активная, действенная, не способна примириться с несправедливостью, готова действовать, бороться за свое счастье и за свою судьбу. Соломию можно считать чрезвычайно сильной личностью, хотя она и не теряет женственности в любых своих действиях. Она мужественная и решительная, в ее мужестве есть также своеобразная красота.
Остап чрезвычайно сильный человек, он настоящий мужчина, который ощущает ответственность за себя, за свой образ жизни и за тех, кто близок ему. Он способен пойти на риск, лишь бы только получить желанную свободу для себя и Соломии. Его нельзя сломать, покорить, он стремится получить свободу любой ценой.
Я считаю, что все существование человека основывается на нескольких общих, первичных ценностях. И свобода есть одной из таких ценностей.
Прошли те исторические времена, в которых описанные Михаилом Коцюбинским события были актуальны и, к сожалению, обычные. Но проблема воли возникает и сейчас, так как это проблема жизненной философии… Насколько же трагической была жизнь людей, когда крепостничество, порабощение и духа, и тела человека были обычной практикой общества!
Остап и Соломия не просто не согласны терпеть мучения крепостничества, но и не способны: их человеческое достоинство возникает против антигуманного мира. Важно понимать, от чего убегают герои, с чем они борются. Для них неприемлема не столько формальная сторона крепостничества: трудная работа, отсутствие выбора, сколько его внутренняя «философская сторона»: угнетение человеческого достоинства, порабощение духа.
В самом деле дорого обходится воля нашим героям. Убегая, они постоянно сталкиваются с новыми преградами на их пути к свободе, их караулят смертельные опасности, но это не останавливает их. Так как свобода значит для них больше, чем жизнь. Так как жизнь под ярмом крепостничества является существованием, только расточением бесценного времени.
Обсуждая произведение с друзьями, я услышал очень жесткую, категоричную мысль, которая глубоко поразила и даже ранила меня. Один из моих одноклассников говорил тем не менее, что действия Остапа и Соломии были напрасными! «Что получил Остап? Его жизнь, его душа и тело искалечены, он потерял любимую, потерял друга Ивана. Он живет себе нелюдимом, в одиночестве он и умрет…» - приблизительно такие соображения высказывал мой друг.
В начале чтения и даже за некоторое время после прочтения произведения мне казалось, что изучение повести «Дорогой ценой» ненужно: времена крепостничетсва прошли, мы помним о них, но зачем же уделять столько времени погружению в давнее прошлое.
Наверное, только дерзкая реплика моего одноклассника помогла мне постичь, что за всеми этими «неактуальными» перипетиями стоят философские, вечные проблемы. Что значит судьба человека, воля? Которой есть ее цена? Эти вопросы важные. Разве в этих вопросах где-то речь идет об исторических временах?
В этом и суть… В любые времена будет существовать проблема внутренней и внешней свободы и отношение человека к ней, ее свободолюбие или приспособленчество…
Мой друг говорил, что все это напрасно, что это стихийный бессодержательный протест против системы, которую не сломать своими силами. Ох, как бы мне хотелось иметь какие-то доказательства своей позиции: мы некогда не были и не окажемся в том времени, как я могу утверждать, что совершил бы так же, как совершили герои? Что не начал бы прогибаться под обстоятельства…
Я не имею таких доказательств, но не могу согласиться с тем, и что приспособиться - значит совершить правильно. Посмотрим хотя бы на именно приспособиться - значит «приспособить себя». Значит, мой друг искренне считает, что человек должен ломать свой характер, обижать свою душу, если его чистая свободолюбивая душа не соглашается с порядком обезображенного окружающего гнета?! Надеюсь, что это была просто гарячая реплика и не больше.
Большое счастье, что за волю моих современников уже уплачено той дорогой ценой. За нее платили крепостные, которые протестовали, приближая социальные изменения, за нее платили люди, которые боролись против угнетения личности во времена СССР, за нее боролись во Второй мировой. Нам уже не придется добывать в борьбе гноя свободу и свободу своих потомков ценой собственной жизни.
Но мы должны помнить, что не имеем ни одного права перед лицами предков той самой истории впускать в свои души дух приспособленчества, хотя бы теоретически принимать возможность подчиниться несправедливости, если бороться с ней весьма рискованно…
Образы Остапа и Соломии не исчезают, не обесцениваются тогда, когда исчезает крепостничество. Так как проблема воли, внутренней свободы, проблема человеческого достоинства и борьбы за него существует вне времени и пространства.
Теперь я понял, что в этой повести - не просто дань истории или наблюдение за интересным приключенческим сюжетом, а почти жизненная необходимость: лишь бы не допустить ошибок, лишь бы не потерять внутреннее стремление к свободе, насколько дорогой ценой было когда-то уплачено за волю…
Главные герои - Остап и Соломия - являются типичными тогдашними украинцами, тем не менее имеют и яркие индивидуальные психологические черты. Автор изображает персонажей с многих сторон: раскрывает психологию своих героев, их отношение к жизни, стремление и ценности. Остап и Соломия - яркие, многогранные, глубокие образы украинской литературы.
Главным персонажам повести «Дорогой ценой» присуще стремление к свободе, причем свобода имеет для них настолько важное значение, что они готовы отдать за нее что-нибудь. Желание не только формальной свободы действий, а и желание иметь свободу выбора, духовную свободу присущую Остапу и Соломие.
Остап и Соломия любят землю и работу на земле, тем не менее они хотят работать на себя, на свое будущее, пусть и тяжело работать. Крепостничество делает невозможным счастливое существование человека, ведь оно антигуманное за своей сутью. Оба героя ненавидят крепостной порядок, он неприемлем для них своей унизительностью.
Героям присущи незаурядная порядочность, взаимовыручка, они предоставляют друг другу поддержку, готовы жизни отдать друг за друга. Соломия не обычная женщина. Она активная, действенная, не способна примириться с несправедливостью, готова действовать, бороться за свое счастье и за свою судьбу. Соломию можно считать чрезвычайно сильной личностью, хотя она и не теряет женственности в любых своих действиях. Она мужественная и решительная, в ее мужестве есть также своеобразная красота.
Остап чрезвычайно сильный человек, он настоящий мужчина, который ощущает ответственность за себя, за свой образ жизни и за тех, кто близок ему. Он способен пойти на риск, лишь бы только получить желанную свободу для себя и Соломии. Его нельзя сломать, покорить, он стремится получить свободу любой ценой.
Я считаю, что все существование человека основывается на нескольких общих, первичных ценностях. И свобода есть одной из таких ценностей.
Прошли те исторические времена, в которых описанные Михаилом Коцюбинским события были актуальны и, к сожалению, обычные. Но проблема воли возникает и сейчас, так как это проблема жизненной философии… Насколько же трагической была жизнь людей, когда крепостничество, порабощение и духа, и тела человека были обычной практикой общества!
Остап и Соломия не просто не согласны терпеть мучения крепостничества, но и не способны: их человеческое достоинство возникает против антигуманного мира. Важно понимать, от чего убегают герои, с чем они борются. Для них неприемлема не столько формальная сторона крепостничества: трудная работа, отсутствие выбора, сколько его внутренняя «философская сторона»: угнетение человеческого достоинства, порабощение духа.
В самом деле дорого обходится воля нашим героям. Убегая, они постоянно сталкиваются с новыми преградами на их пути к свободе, их караулят смертельные опасности, но это не останавливает их. Так как свобода значит для них больше, чем жизнь. Так как жизнь под ярмом крепостничества является существованием, только расточением бесценного времени.
Обсуждая произведение с друзьями, я услышал очень жесткую, категоричную мысль, которая глубоко поразила и даже ранила меня. Один из моих одноклассников говорил тем не менее, что действия Остапа и Соломии были напрасными! «Что получил Остап? Его жизнь, его душа и тело искалечены, он потерял любимую, потерял друга Ивана. Он живет себе нелюдимом, в одиночестве он и умрет…» - приблизительно такие соображения высказывал мой друг.
В начале чтения и даже за некоторое время после прочтения произведения мне казалось, что изучение повести «Дорогой ценой» ненужно: времена крепостничетсва прошли, мы помним о них, но зачем же уделять столько времени погружению в давнее прошлое.
Наверное, только дерзкая реплика моего одноклассника помогла мне постичь, что за всеми этими «неактуальными» перипетиями стоят философские, вечные проблемы. Что значит судьба человека, воля? Которой есть ее цена? Эти вопросы важные. Разве в этих вопросах где-то речь идет об исторических временах?
В этом и суть… В любые времена будет существовать проблема внутренней и внешней свободы и отношение человека к ней, ее свободолюбие или приспособленчество…
Мой друг говорил, что все это напрасно, что это стихийный бессодержательный протест против системы, которую не сломать своими силами. Ох, как бы мне хотелось иметь какие-то доказательства своей позиции: мы некогда не были и не окажемся в том времени, как я могу утверждать, что совершил бы так же, как совершили герои? Что не начал бы прогибаться под обстоятельства…
Я не имею таких доказательств, но не могу согласиться с тем, и что приспособиться - значит совершить правильно. Посмотрим хотя бы на именно приспособиться - значит «приспособить себя». Значит, мой друг искренне считает, что человек должен ломать свой характер, обижать свою душу, если его чистая свободолюбивая душа не соглашается с порядком обезображенного окружающего гнета?! Надеюсь, что это была просто гарячая реплика и не больше.
Большое счастье, что за волю моих современников уже уплачено той дорогой ценой. За нее платили крепостные, которые протестовали, приближая социальные изменения, за нее платили люди, которые боролись против угнетения личности во времена СССР, за нее боролись во Второй мировой. Нам уже не придется добывать в борьбе гноя свободу и свободу своих потомков ценой собственной жизни.
Но мы должны помнить, что не имеем ни одного права перед лицами предков той самой истории впускать в свои души дух приспособленчества, хотя бы теоретически принимать возможность подчиниться несправедливости, если бороться с ней весьма рискованно…
Образы Остапа и Соломии не исчезают, не обесцениваются тогда, когда исчезает крепостничество. Так как проблема воли, внутренней свободы, проблема человеческого достоинства и борьбы за него существует вне времени и пространства.
Теперь я понял, что в этой повести - не просто дань истории или наблюдение за интересным приключенческим сюжетом, а почти жизненная необходимость: лишь бы не допустить ошибок, лишь бы не потерять внутреннее стремление к свободе, насколько дорогой ценой было когда-то уплачено за волю…
|
Відгуки користувачів: Характеристика образов Остапа и Соломии в драме "Дорогой ценой" - Коцюбинський Михайло
Додати коментар | ↑ на початок |