Свобода для тех кто готов платить
Убегая вместе с героями камышами от пожара в непроглядных плавнях, плывя на шатком плоту отвесной рекой, сидя в окопах, ощущая запах пороха, сырой земли и загорной свободы, невольно чувствуешь, будто в голливудском приключенческом блокбастере с той лишь разницей, что в отличие от шедевров кинематографа, создаваемых бурным воображением и расшатанной психикой их режиссеров (наподобие Спилберга) ради удовлетворения нужд толпы в «хлебе и зрелищах», Коцюбинский создал ситуацию, которая была даже весьма близкой для той действительности, так как такие и намного худшие события не были тогда новостью.
Они были и остаются горькой правдой жизни. От того и щемит в сердце за каждый шаг Остапа и Соломии, от того отзывается в ушах протяжным эхом ветер, который приносил на своих крыльях тот вечный призыв: « А-Пе-Е!»
Лишь Коцюбинский с присущий ему психологизмом и вниманием к деталям мог создать из, казалось бы, обычного события - бегства крепостных с барщины - целый остросюжетный экшн с проникновенным концом. Глубина понимания исторического времени и эмоций людей просто поражает. Украинский народ 30-х лет XIX столетия сравнивается с туром «с еще не утраченным вкусом воли», который, тем не менее, уже превращается в домашнего вола.
Вот когда у украинца зарождается эта рабская психология, которая существует до сих пор, не давая нашему народу найти свое место в непостоянном мире. Автор схватывает этот момент, будто на фотопленку, и потом каждый раз делает ударение на то, что свободный человек казацких корней, находясь под господским ярмом, становится скотом, на который устраивают «ловы, как на волка или медведя».
Но пока тлеет звезда надежды, пока виден тот берег и есть хотя бы капля силы, чтобы идти вперед, человек не имеет права сомневаться. Такими изображает своих героев - Остапа, Соломию и Ивана - Г. Коцюбинский. «Всю силу добыть… всю теплую кровь… всю волю», - призыв Соломии к самой себе, а писателя - к нам с вами.
Он не дает легкого пути, не преуменьшает потери (не случайно произведение называется «Дорогой ценой»), но и не дает возможности отступления. Т.е., мосты добровольного возвращения под господский гнет сожжены от самого начала.
Решительность и уверенность руководит персонажами. Особенно интересный в этом плане образ Соломии, ведь она - женщина, но совсем не такая впечатлительная и сентиментальная, как, например, Маруся Квитка-Основьяненко или героиня баллады «Причинная» Тараса Шевченко. Она быстрее похожая на дикую тигроловку Наталку из романа Багряного, отважную и неуступчивую.
Соломия решается убежать с любимым, а не лить слезы возле окошка. Вот где эволюция образа женщины: «большая, как для доброго мужика фигура», авантюризм, способность принимать важные решения, быстро действовать, рисковать (это идея Соломии - осуществить вооруженное нападение на турок, даже Иван сначала колебался).
Итак, женщина мужает под влиянием обстоятельств, она должна быть сильной, что мы наблюдаем и в современном обществе. Еще один точный, гениальный образ, созданный Коцюбинским, это свобода - мак, т.е. пламенный цветок, который так хочется сорвать.
Так, для украинского народа это более чем актуально: дух свободы - это наша природа, наша ментальность, опозоренная и усыпленная временами, жизнь возле общей кормушки в СССР. Возбудить эту страсть, наполнить ее новым содержанием, сорвать границы… Если бы… Но сейчас мы лучше заплатим дорогой ценой за новый холодильник, чем за свободу собственного выбора.
Горько, но верим, что остапы и соломии еще живут в нас и пусть даже дорогой ценой, но выйдут наружу и принесут народу не бумажную, а реальную свободу, ту, что имеет вкус, который Олесь Гончар приравнивает к вкусу бессмертия. Попросим Бога, чтобы хотя цена ее не была слишком страшной…
Они были и остаются горькой правдой жизни. От того и щемит в сердце за каждый шаг Остапа и Соломии, от того отзывается в ушах протяжным эхом ветер, который приносил на своих крыльях тот вечный призыв: « А-Пе-Е!»
Лишь Коцюбинский с присущий ему психологизмом и вниманием к деталям мог создать из, казалось бы, обычного события - бегства крепостных с барщины - целый остросюжетный экшн с проникновенным концом. Глубина понимания исторического времени и эмоций людей просто поражает. Украинский народ 30-х лет XIX столетия сравнивается с туром «с еще не утраченным вкусом воли», который, тем не менее, уже превращается в домашнего вола.
Вот когда у украинца зарождается эта рабская психология, которая существует до сих пор, не давая нашему народу найти свое место в непостоянном мире. Автор схватывает этот момент, будто на фотопленку, и потом каждый раз делает ударение на то, что свободный человек казацких корней, находясь под господским ярмом, становится скотом, на который устраивают «ловы, как на волка или медведя».
Но пока тлеет звезда надежды, пока виден тот берег и есть хотя бы капля силы, чтобы идти вперед, человек не имеет права сомневаться. Такими изображает своих героев - Остапа, Соломию и Ивана - Г. Коцюбинский. «Всю силу добыть… всю теплую кровь… всю волю», - призыв Соломии к самой себе, а писателя - к нам с вами.
Он не дает легкого пути, не преуменьшает потери (не случайно произведение называется «Дорогой ценой»), но и не дает возможности отступления. Т.е., мосты добровольного возвращения под господский гнет сожжены от самого начала.
Решительность и уверенность руководит персонажами. Особенно интересный в этом плане образ Соломии, ведь она - женщина, но совсем не такая впечатлительная и сентиментальная, как, например, Маруся Квитка-Основьяненко или героиня баллады «Причинная» Тараса Шевченко. Она быстрее похожая на дикую тигроловку Наталку из романа Багряного, отважную и неуступчивую.
Соломия решается убежать с любимым, а не лить слезы возле окошка. Вот где эволюция образа женщины: «большая, как для доброго мужика фигура», авантюризм, способность принимать важные решения, быстро действовать, рисковать (это идея Соломии - осуществить вооруженное нападение на турок, даже Иван сначала колебался).
Итак, женщина мужает под влиянием обстоятельств, она должна быть сильной, что мы наблюдаем и в современном обществе. Еще один точный, гениальный образ, созданный Коцюбинским, это свобода - мак, т.е. пламенный цветок, который так хочется сорвать.
Так, для украинского народа это более чем актуально: дух свободы - это наша природа, наша ментальность, опозоренная и усыпленная временами, жизнь возле общей кормушки в СССР. Возбудить эту страсть, наполнить ее новым содержанием, сорвать границы… Если бы… Но сейчас мы лучше заплатим дорогой ценой за новый холодильник, чем за свободу собственного выбора.
Горько, но верим, что остапы и соломии еще живут в нас и пусть даже дорогой ценой, но выйдут наружу и принесут народу не бумажную, а реальную свободу, ту, что имеет вкус, который Олесь Гончар приравнивает к вкусу бессмертия. Попросим Бога, чтобы хотя цена ее не была слишком страшной…
|
Відгуки користувачів: Свобода для тех кто готов платить - Коцюбинський Михайло
Додати коментар | ↑ на початок |