Мотивы ранней лирики Анны Ахматовой
В начале XX ст. в русской поэзии появилась яркая звезда - Анна Ахматова. Ее сразу же окрестили «русской Сафо», так как стихи неизвестной к тому времени девушки отличались чрезвычайной искренностью и глубиной изображения внутренних переживаний.
Уже в первом сборнике стихов «Вечер» (1912) А. Ахматова явилась зрелым поэтом (сама Ахматова именно так называла себя - не поэтессой). По своему характеру эти поэзии были своеобразным лирическим дневником. Героиня стихов Ахматовой - романтическая девушка, женщина-мечта, то царица, то страдальница.
Как и каждую девушку, ее смущает любовь во всех ее проявлениях: и как радость, счастье, и как боль, тоска. Вот в одном из стихов, который так и называется «Любовь», поэт пишет:
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует.
Любовь юной героини беспокоит душу, не дает покоя, не приносит радости:
То в инее яром блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
И когда разводятся двое, неотступные воспоминания растравляют душу, делают неспокойной:
И когда друг друга проклинали
В страсти, раскаленной добела,
Оба мы еще не понимали,
Как земля для двух людей мала,
И, что память яростная мучит,
Пытка сильных - огненный недуг! -
И в ночи бездонной сердце учит
Спрашивать: о, где ушедший друг?
(«И когда друг друга проклинали…»)
Второй сборник «Четки» (1914) стал раскрытием внутренней сути поэта. Лирическая героиня, стремясь постигнуть духовную сущность человека, обращается к Богу. Ее беспокоит вопрос, как пройти через печаль, которая возникает на ее пути, и при этом не потратить душевных сил, а наоборот - обогатить душу:
Дал ты мне молодость трудную.
Столько печали в пути.
Как же мнет душу скудную
Богатой Тебя принести?
(«Дал Ты мнет молодость трудную…»)
В поисках смысла жизни героиня Ахматовой доходит до вывода, что он в объединении высокого и земного:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молится Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Она способна соединиться с природой, найти в ней отклик своим душевным переживаниям и образы для своих стихов:
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
В жизни тленной, тленной и прекрасной.
(«Я научила просто, мудро жить…»)
В сборнике «Белая стая» (1917), что завершил раннюю лирику Ахматовой, события особенно жизнь поэта пересекаются с реальными историческими событиями, испытаниям, которые принесла Первая мировая война. Лирическая героиня старается переосмыслить те ценности, которые были в довоенной жизни:
Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так, что сделался каждый день
Поминальным днем,-
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.
(«Думали: нищие мы…»).
В стихах этого сборника становятся все более и более заметные философские мотивы. Ахматова задумывается над миссией поэта в этом мире:
Но не спрашивайся для себя хранить
Тебя дарованное небами:
Осуждены - и это знаем сами
Мы расточать, а не копить.
(«Нам свежесть слов и чувства простоту…»)
Именно эта душевная щедрость Ахматовой, которая без остатка отдавала саму себя поэзии, сделала ее одним из ярчайший художников мировой литературы XX ст..
Уже в первом сборнике стихов «Вечер» (1912) А. Ахматова явилась зрелым поэтом (сама Ахматова именно так называла себя - не поэтессой). По своему характеру эти поэзии были своеобразным лирическим дневником. Героиня стихов Ахматовой - романтическая девушка, женщина-мечта, то царица, то страдальница.
Как и каждую девушку, ее смущает любовь во всех ее проявлениях: и как радость, счастье, и как боль, тоска. Вот в одном из стихов, который так и называется «Любовь», поэт пишет:
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует.
Любовь юной героини беспокоит душу, не дает покоя, не приносит радости:
То в инее яром блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
И когда разводятся двое, неотступные воспоминания растравляют душу, делают неспокойной:
И когда друг друга проклинали
В страсти, раскаленной добела,
Оба мы еще не понимали,
Как земля для двух людей мала,
И, что память яростная мучит,
Пытка сильных - огненный недуг! -
И в ночи бездонной сердце учит
Спрашивать: о, где ушедший друг?
(«И когда друг друга проклинали…»)
Второй сборник «Четки» (1914) стал раскрытием внутренней сути поэта. Лирическая героиня, стремясь постигнуть духовную сущность человека, обращается к Богу. Ее беспокоит вопрос, как пройти через печаль, которая возникает на ее пути, и при этом не потратить душевных сил, а наоборот - обогатить душу:
Дал ты мне молодость трудную.
Столько печали в пути.
Как же мнет душу скудную
Богатой Тебя принести?
(«Дал Ты мнет молодость трудную…»)
В поисках смысла жизни героиня Ахматовой доходит до вывода, что он в объединении высокого и земного:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молится Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Она способна соединиться с природой, найти в ней отклик своим душевным переживаниям и образы для своих стихов:
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
В жизни тленной, тленной и прекрасной.
(«Я научила просто, мудро жить…»)
В сборнике «Белая стая» (1917), что завершил раннюю лирику Ахматовой, события особенно жизнь поэта пересекаются с реальными историческими событиями, испытаниям, которые принесла Первая мировая война. Лирическая героиня старается переосмыслить те ценности, которые были в довоенной жизни:
Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так, что сделался каждый день
Поминальным днем,-
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.
(«Думали: нищие мы…»).
В стихах этого сборника становятся все более и более заметные философские мотивы. Ахматова задумывается над миссией поэта в этом мире:
Но не спрашивайся для себя хранить
Тебя дарованное небами:
Осуждены - и это знаем сами
Мы расточать, а не копить.
(«Нам свежесть слов и чувства простоту…»)
Именно эта душевная щедрость Ахматовой, которая без остатка отдавала саму себя поэзии, сделала ее одним из ярчайший художников мировой литературы XX ст..
|
Відгуки користувачів: Мотивы ранней лирики Анны Ахматовой - Ахматова Анна
Додати коментар | ↑ на початок |