"Герой нашего времени" - как первый психологический роман
Роман «Герой нашего времени» можно назвать первым психологическим романом, потому что образ Печорина - типичный образ человека 1830-х гг - раскрыт как с внешней, так и с внутренней, психологической, стороны.
М. Ю. Лермонтов ставил вопрос, почему именно такие герои появились в те годы, почему безрадостной была их жизнь, кто виноват в трагической судьбе целого поколения. Роман создан в эпоху правительственной реакции после Восстания декабристов.
Изображая героя, автор следовал правде жизни, он показывал «болезнь» века не в прямых обвинительных речах в адрес николаевского режима, а в художественных образах, и, прежде всего, через изображение судьбы и жизни Печорина. Да, Лермонтов был тонким психологом, ценителем человеческих душ. В предисловии к роману он пишет, что его роман - это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии», а не портрет одного человека.
Лермонтовский роман отличается от других произведений этого же жанра тем, что в нем нет одного сюжета, ему свойственна «эпизодическая отрывочность». Все «эпизоды» связаны образом одного героя - Григория Александровича Печорина. Все повести расположены не в хронологическом порядке. Зачем же Лермонтову потребовалось прибегать к такой композиции?
Прежде всего, для того, чтобы с наибольшей объективностью и полнотой раскрыть характер своего героя, его цель - «раскрыть историю одной души, хотя бы и самой мелкой», «поведать о мечтах, делах и приключениях» героя. Автор представляет нам героя в различных обстоятельствах, сталкивает его с разными людьми, и в каждой повести раскрывается та или иная черта характера Печорина.
Печорин - человек незаурядный, с самобытным характером, натура одаренная. Он отличается от других глубоким аналитическим умом. Речь его полна афоризмов, решительных и конкретных: «Зло порождает зло», «Без дураков было бы на свете очень скучно». И все же Печорин не находит применения своим незаурядным способностям.
Он ищет применения своим силам, хочет найти себе дело, создавая условия для борьбы: Для него «жизнь скучна, когда боренья нет». Однако, что бы он ни делал, это приносит окружающим его людям неприятности и страдания.
Там, где Печорин, - разрушение. По словам Максима Максимыча, он человек, с которым обязательно должны случаться «разные необыкновенные вещи»: «... наделал он мне хлопот, не тем будь помянут! Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»
Печорин, по его собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», но его самокритичность не приносит никакого облегчения ни ему, ни сталкивающимся с ним людям, оказавшимся игрушками в его руках. Он стал причиной гибели Бэлы, разрушил жизнь «мирных контрабандистов», добился любви Мери и отказался от нее, любил Веру, но не сделал ее счастливой, обидел невниманием Максима Максимыча.
Печорин - нравственный калека. Его активность бесплодна, Печорин глубоко несчастлив. Даже такие положительные и ценные качества и стороны его характера, как сила воли, мужество, находчивость, решительность, не приносят герою радости, так как у него нет высокой цели, ради достижения которой они нужны.
Печорин - индивидуалист и эгоист. Он живет для себя, ничем не жертвуя для других. Печорин не способен на любовь и дружбу. Но назвать Печорина просто эгоистом нельзя, он, по определению В. Г. Белинского, «страдающий эгоист». «... Это не эгоизм, - пишет критик. - Эгоизм не страдает, не обвиняет себя...» Печорин - герой своего времени, времени поиска и сомнений, и это не могло не отразиться на его характере.
Его сердце и рассудок в разладе между собой, он критикует и анализирует себя: «Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин.
У него нет нравственных принципов в привычном для нас понимании, нет общественных идеалов. «Из двух друзей всегда один раб другого», - говорит он. Отсюда его неспособность к настоящей дружбе. Эгоист и равнодушный человек, Печорин смотрит на «страдания и радости других только в отношении к себе».
Он не верит в судьбу, а творит ее сам как в отношении других, так и в отношении себя. В дневнике героя очень часто можно встретить слова о скуке, готовности умереть, хотя в душе его таится огромная жажда жизни.
Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «... зачем я жил? Для какой цели я родился?» Этот вечный вопрос рано или поздно задает себе каждый человек и не всегда сразу может найти ответ.
Печорин - жертва общества, где одаренные личности задыхаются, поэтому Лермонтов не осуждает своего героя, предлагая ему сделать это самому.
Печорин судит не только себя, но и свое поколение: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...»
«Герой вашего времени» - первый реалистический социально-психологический роман. По словам Н. Г. Чернышевского, в этом романе «разработан и очерчен» характер Печорина.
Образ Печорина, действительно, портрет всего поколения 30-х гг. Роман актуален и сейчас, так как заставляет задуматься о смысле жизни.
М. Ю. Лермонтов ставил вопрос, почему именно такие герои появились в те годы, почему безрадостной была их жизнь, кто виноват в трагической судьбе целого поколения. Роман создан в эпоху правительственной реакции после Восстания декабристов.
Изображая героя, автор следовал правде жизни, он показывал «болезнь» века не в прямых обвинительных речах в адрес николаевского режима, а в художественных образах, и, прежде всего, через изображение судьбы и жизни Печорина. Да, Лермонтов был тонким психологом, ценителем человеческих душ. В предисловии к роману он пишет, что его роман - это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии», а не портрет одного человека.
Лермонтовский роман отличается от других произведений этого же жанра тем, что в нем нет одного сюжета, ему свойственна «эпизодическая отрывочность». Все «эпизоды» связаны образом одного героя - Григория Александровича Печорина. Все повести расположены не в хронологическом порядке. Зачем же Лермонтову потребовалось прибегать к такой композиции?
Прежде всего, для того, чтобы с наибольшей объективностью и полнотой раскрыть характер своего героя, его цель - «раскрыть историю одной души, хотя бы и самой мелкой», «поведать о мечтах, делах и приключениях» героя. Автор представляет нам героя в различных обстоятельствах, сталкивает его с разными людьми, и в каждой повести раскрывается та или иная черта характера Печорина.
Печорин - человек незаурядный, с самобытным характером, натура одаренная. Он отличается от других глубоким аналитическим умом. Речь его полна афоризмов, решительных и конкретных: «Зло порождает зло», «Без дураков было бы на свете очень скучно». И все же Печорин не находит применения своим незаурядным способностям.
Он ищет применения своим силам, хочет найти себе дело, создавая условия для борьбы: Для него «жизнь скучна, когда боренья нет». Однако, что бы он ни делал, это приносит окружающим его людям неприятности и страдания.
Там, где Печорин, - разрушение. По словам Максима Максимыча, он человек, с которым обязательно должны случаться «разные необыкновенные вещи»: «... наделал он мне хлопот, не тем будь помянут! Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»
Печорин, по его собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», но его самокритичность не приносит никакого облегчения ни ему, ни сталкивающимся с ним людям, оказавшимся игрушками в его руках. Он стал причиной гибели Бэлы, разрушил жизнь «мирных контрабандистов», добился любви Мери и отказался от нее, любил Веру, но не сделал ее счастливой, обидел невниманием Максима Максимыча.
Печорин - нравственный калека. Его активность бесплодна, Печорин глубоко несчастлив. Даже такие положительные и ценные качества и стороны его характера, как сила воли, мужество, находчивость, решительность, не приносят герою радости, так как у него нет высокой цели, ради достижения которой они нужны.
Печорин - индивидуалист и эгоист. Он живет для себя, ничем не жертвуя для других. Печорин не способен на любовь и дружбу. Но назвать Печорина просто эгоистом нельзя, он, по определению В. Г. Белинского, «страдающий эгоист». «... Это не эгоизм, - пишет критик. - Эгоизм не страдает, не обвиняет себя...» Печорин - герой своего времени, времени поиска и сомнений, и это не могло не отразиться на его характере.
Его сердце и рассудок в разладе между собой, он критикует и анализирует себя: «Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин.
У него нет нравственных принципов в привычном для нас понимании, нет общественных идеалов. «Из двух друзей всегда один раб другого», - говорит он. Отсюда его неспособность к настоящей дружбе. Эгоист и равнодушный человек, Печорин смотрит на «страдания и радости других только в отношении к себе».
Он не верит в судьбу, а творит ее сам как в отношении других, так и в отношении себя. В дневнике героя очень часто можно встретить слова о скуке, готовности умереть, хотя в душе его таится огромная жажда жизни.
Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «... зачем я жил? Для какой цели я родился?» Этот вечный вопрос рано или поздно задает себе каждый человек и не всегда сразу может найти ответ.
Печорин - жертва общества, где одаренные личности задыхаются, поэтому Лермонтов не осуждает своего героя, предлагая ему сделать это самому.
Печорин судит не только себя, но и свое поколение: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...»
«Герой вашего времени» - первый реалистический социально-психологический роман. По словам Н. Г. Чернышевского, в этом романе «разработан и очерчен» характер Печорина.
Образ Печорина, действительно, портрет всего поколения 30-х гг. Роман актуален и сейчас, так как заставляет задуматься о смысле жизни.
|
Відгуки користувачів: "Герой нашего времени" - как первый психологический роман - Лермонтов Михаил
Додати коментар | ↑ на початок |