(21.05.1924)
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец - Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии - Красной и Советской армии).Мать - Алексеева Елена Николаевна (1892 г. рожд.), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века; ее отец и дядя были организаторами народнического кружка "чайковцев", проходили по "процессу 193-х", участвовали в создании в Америке коммун фурьеристского типа. Супруга - Поляк Зоря Альбертовна.
Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе "с детства переплелись в его сознании". Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война.
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.
Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей.
После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений.
Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса "Танкисты" (1954) - о том, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии смена поколений. Эта пьеса под названием "Офицер" была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года незадолго до премьеры спектакль был запрещен Главным политическим управлением армии. Вслед за запретом спектакля был рассыпан по распоряжению "сверху" набор "Офицера" в журнале "Театр", руководимом известным драматургом Н.Ф. Погодиным.
Несмотря на неудачи, Борис Васильев не бросает драматургию: его пьеса "Стучите и откроется" в 1955 году поставлена театрами Черноморского флота и Группы войск в Германии. Одновременно по приглашению Н.Ф. Погодина он посещает сценарную студию при Главкино, в результате чего по сценариям Васильева были поставлены кинофильмы "Очередной рейс" (1958), "Длинный день" (1960) и др. И все же кинематографическая судьба его складывалась далеко не безоблачно. Ему приходилось писать ради заработка сценарии для телепередачи КВН ("Клуб веселых и находчивых"), сочинять подтекстовки к киножурналам "Новости дня" и "Иностранная хроника"...
Первая книга писателя - сборник сценариев "Клуб веселых и находчивых" (М., 1968), в котором он выступил составителем и автором вступительной статьи.
Непросто складывалась судьба и первого прозаического произведения Васильева "Иванов катер" (1967): А.Т. Твардовский принял повесть для публикации в "Новом мире". Но после его смерти она почти 3 года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 году (№ 8-9). К этому времени в журнале "Юность" (1969, № 8) уже была напечатана другая повесть автора - "А зори здесь тихие...".
Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. "Зори..." многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР.
Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях "В списках не значился" ("Юность", 1974, № 2-4); "Завтра была война" ("Юность", 1984, № 6), в рассказах "Ветеран" ("Юность", 1976, № 4), "Великолепная шестерка" ("Юность", 1980, № 6), "Вы чье, старичье?" ("Новый мир", 1982, № 5), "Неопалимая купина" ("3намя", 1986, № 2) и др.
В начале 1980-х годов Васильев публикует два произведения, очень близких по внутренней проблематике. Это автобиографическая повесть "Летят мои кони" ("Юность", 1982, № 6), глубоко искренняя и полная тепла по отношению ко всему, что составляло его юность, и повесть "Завтра была война" - наверное, одно из наиболее жестких произведений писателя.
Роман "Не стреляйте в белых лебедей" (авторское название "Не стреляйте белых лебедей" - "Юность", 1973, № 6-7), перекликающийся по нравственной направленности со многими васильевскими произведениями, занимает в творчестве писателя особое место.
История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, нашла свое художественное воплощение в романе "Были и небыли" ("Новый мир", 1977, № 8-9; 1978, № 3-4; 1980, № 9-10), повествующем об истории рода Алексеевых (в романе и в других книгах - Олексиных), а именно об участии двух прадедов автора в русско-турецкой войне. Избрав жанр семейного романа, наиболее полно отвечающего его замыслам, Васильев отслеживает на примере семьи зарождение русской интеллигенции, пытается определить ее сущность. Хроника событий в романе многопланова.
Со временем он объединил 6 произведений, действие в которых происходит с пушкинских времен до середины ХХ века: "Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда" (М., 1998), "Были и небыли", "Утоли моя печали" (М., 1997); "И был вечер, и было утро" ("Октябрь", 1987, № 3), "Дом, который построил Дед" ("Октябрь", 1991, № 7-8; 1993, № 1-2), "Вам привет от бабы Леры" ("Нева", 1988, № 12).
Исторические романы Васильева содержат многие аналогии, повествуя о яростной борьбе за власть ("Вещий Олег". М., 1996), о предпосылках Смутного времени и его последствиях ("Князь Ярослав и его сыновья". М., 1997), о коварстве и жестокости княжеской власти, о первых обращениях русов к христианству ("Ольга - королева русов". М., 2002).
К сложным реалиям дня сегодняшнего, замешанного на острых конфликтах предпри-нимательства и криминалитета, на пугающем падении культуры, а вместе с нею и уровня жизни, на скрытой и явной угрозе разрастания нравственной глухомани в душах людей, обращена повесть "Глухомань" (М., 2001).
Борису Васильеву принадлежит множество публицистических произведений, тематически охватывающих самые разные стороны нашей жизни.
О чем бы ни писал Борис Васильев, масштаб личности писателя, уровень его мышления и таланта придают каждой строке широкое общечеловеческое звучание, вызывая у читателей благодарный отклик и чувство гордости за возможность причислить себя к его современникам.
В конце 1980-х годов Борис Васильев активно участвует в общественно-политической жизни: он депутат I Съезда народных депутатов СССР, член Комиссии съезда по расследованию событий 1989 года в Тбилиси. В том же году он выходит из КПСС, в которой состоял с 1952 года. Однако довольно скоро оставляет политику, считая, что писатель должен заниматься своим прямым делом. Но в 2002 году вновь оказывается общественно востребованным - становится членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека.
Борис Васильев - лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А.Д. Сахарова "Апрель", международной литературной премии "Москва-Пенне", премии Союза писателей Москвы "Венец", Российской академии кинематографических искусств "Ника" - "За Честь и Достоинство". Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств "Ника".
Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.
Книги Б. Васильева: "А зори здесь тихие (1969), "Иванов катер", "Самый последний день" (1970), "Не стреляйте белых лебедей" (1973), "В списках не значился" (1974), "Были и небыли" (1977-1980), "Встречный бой" (1979), "Кажется, со мной пойдут в разведку" (1980), "Летят мои кони" (1982), "Завтра была война" (1984), "Суд да дело" (1987), "Вам привет от бабы Леры" (1988), "Капля за каплей", "Вещий Олег" (1996), "Князь Ярослав и его сыновья", "Утоли моя печали", "Дом, который построил дед" (1997), "Скобелев", "Глухомань" (2001), "Картежник и бретер, игрок и дуэлянт", "Ольга - королева русов" (2002).
Он также автор многочисленных публицистических статей.
По сценариям и книгам Б.Л. Васильева снято 15 кинофильмов: "Очередной рейс" (1958), "Длинный день" (1961), "След в океане" (1964), "Королевская регата" (1966), "На пути в Берлин" (1969), "Офицеры" (1971), "А зори здесь тихие" (1972), "Иванов катер" (1972), "Аты-баты, шли солдаты..." (1976), "Подсудимый" (1985), "По зову сердца" (1986), "Наездники" (1987), "Завтра была война" (1987) , "Вы чье, старичье?" (1988), "Я - русский солдат" (1995).
Живет и работает в Москве.