Біографія: Микола Гоголь
						
						
							 
						 
						(1809 - 1852)
  
  Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской  губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы  святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
  
У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных.  Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками,  однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил  в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский  другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода  от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа)  Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения).
Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил  при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского  асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868),  происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой  красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла  четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.
Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое  название — Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение  Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего  министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители  дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В  Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для  к-рого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном  училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя  Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил  в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью,  участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с  особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных  литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии,  историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине,  или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).
Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его  устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о  юридической карьере. На принятие Гоголем такого решения большое влияние  оказал проф. Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также  общее усиление в гимназии вольнолюбивых настроений. В 1827 здесь  возникло "дело о вольнодумстве", закончившееся увольнением передовых  профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший ему Гоголь дал на  следствии показания в его пользу.
Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим  выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая  денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые  литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия",  а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает  "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и  насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее  снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило  тяжелое настроение Гоголя. 
В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент  государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних  дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов  (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом  известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях  вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но  зато снабдило богатым материалом для будущих произведений,  запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.
В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение. 
Верх гоголевской фантастики — "петербургская повесть" "Нос" (1835;  опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший  некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и  провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба",  запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ  ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и  притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.
  
Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого  подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18  января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии  Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее  постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась  19 апреля. 25 мая — премьера в Москве, в Малом театре.
В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в  общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень  проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ".  Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до  написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге  несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и  одновременно гнетущее чувство. 
В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А.  Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар  работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о  гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает  "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.
В декабре 1838 года в Рим приехал Жуковский, сопровождавший  наследника (Александра II). Гоголь был чрезвычайно образован приездом  поэта, показывал ему Рим; рисовал с ним виды.
В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в  Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" — вначале в доме  Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у  Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав.  Восторг был всеобщий.
В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.
После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу  перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и  клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом,  выступил Н.А.Полевой.
Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в  июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание  первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в  октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м  томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени  отдает подготовке собрания сочинений. "Сочинения Николая Гоголя" в  четырех томах вышли в начале 1843 г., так как цензура приостановила на  месяц уже отпечатанные два тома.
Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за  границу — период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых  душ".
В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного  кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в  марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и  консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с  одного курорта на другой ? то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в  Карлсбад. В конце июня или в начале июля 1845 г., в состоянии резкого  обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в  "Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ" — "Выбранные  места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно  были показаны "пути и дороги" к идеалу.
Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая  возрастающие трудности, отвлекается на другие дела: составляет  предисловие ко 2-му издания поэмы (опубликовано в 1846 г.) "К читателю  от сочинителя", пишет "Развязку Ревизора" (опубликована 1856), в  которой идея "сборного города" в духе теологической традиции ("О граде  божием" Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость  "душевного города" отдельного человека, что выдвигало на первый план  требования духовного воспитания и совершенствования каждого.
В 1847 г. в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из  переписки с друзьями". Книга выполняла двоякую функцию — и объяснения,  почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации:  Гоголь переходил к изложению своих главных идей — сомнение в  действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая  программа выполнения своего долга всеми "сословиями" и "званиями", от  крестьянина до высших чиновников и царя.
Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую  критическую бурю. Все эти отклики настигли писателя в дороге: в мае  1847 г. он из Неаполя направился в Париж, затем в Германию. Гоголь не  может прийти в себя от полученных "ударов": "Здоровье мое... потряслось  от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги...  Дивлюсь, сам, как я еще остался жив".
Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе, усиленно занимаясь  чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и  фольклорных книг — "дабы окунуться покрепче в коренной русский дух". В  то же время он готовится к давно задуманному паломничеству к святым  местам. В январе 1848 морским путем направляется в Иерусалим. В апреле  1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно  возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве,  бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах — Малороссии. 
  
В середине октября Гоголь живет в Москве. В 1849-1850, Гоголь читает  отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Всеобщее  одобрение и восторг воодушевляют писателя, который работает теперь с  удвоенной энергией. Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю  попытку устроить свою семейную жизнь — делает предложение А. М.  Виельгорской, но получает отказ.
В октябре 1850 Гоголь приезжает в Одессу. Состояние его  улучшается; он деятелен, бодр, весел; охотно сходится с актерами  одесской труппы, которым он дает уроки чтения комедийных произв., с Л.  С. Пушкиным, с местными литераторами. В марте 1851 г. покидает Одессу  и, проведя весну и раннее лето в родных местах, в июне возвращается в  Москву. Следует новый круг чтений 2-го тома поэмы; всего было прочитано  до 7 глав. В октябре присутствует на "Ревизоре" в Малом театре, с С. В.  Шумским в роли Хлестакова, и остается доволен спектаклем; в ноябре  читает "Ревизора" группе актеров, в числе слушателей был и И. С.  Тургенев. 
  
1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно  окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки  нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой,  сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает  предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями  в благотворности своего писательского поприща и в успехе  осуществляемого труда. 
7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в  ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в  неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям;  опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней  квартире в доме Талызина в Москве.
Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на  кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были  перезахоронены на Новодевичьем кладбище.