Музыка и визуальные образы
Музыкальное искусство 5 класс
Выявление связей музыки с изобразительным искусством через родственные эмоциональные настроения, выраженные в художественных произведениях, отражающих различные жизненные явления. Характеристика средств выразительности программной музыки, особенностей духовной музыки в выражении жизненного содержания. Исполнение песен, раскрывающих основные задачи темы. Развитие вокально-хоровых навыков. Импровизация простых мелодических оборотов и ритмического сопровождения к песням. Интерпретация содержания прослушанных и выполненных музыкальных произведений, выражения собственного эмоционально-эстетического отношения к ним. Сравнение произведений пейзажной живописи и пасторальной музыки, героических образов в музыкальном и изобразительном искусстве. Выявление специфики интонационно-образного языка музыкального искусства в сравнении с языком изобразительного искусства. Усвоение основных понятий и терминов: программная и непрограммную музыка, духовная музыка, импрессионизм в искусстве. Углубление понимания синтеза искусств в храме и их влияния на духовный мир человека.
Ориентировочный материал для восприятия:
А. Вивальди. "Зима" из цикла концертов "Времена года", Г. Свиридов. Фрагмент "Поет зима, аукает" из кантаты "Поэма памяти Сергея Есенина", И. Грабарь. "Февральская лазурь", И. Бокшай. "Зима", Ю. Щуровськай. "После просмотра Куинджи", А. Куинджи. "Лунная ночь на Днепре", И. Карабиц. И симфония "Пять песен об Украине" (II ч. "Дума"), Л. Жемчужников. "Кобзарь на пути", А. Бородин. Симфония № 2 "Богатырская" (I ч., экспозиция), В. Васнецов. "Богатыри", Л. Бетховен. Симфония № 3 "Героическая" (I ч., экспозиция), И. Пинзель. "Святой Юрий на вздыбленном коне поражает дракона" на аттике Юра во Львове, М. Лысенко. Опера "Тарас Бульба" (сцена "Запорожская Сечь"), М. Дерегус. "Тарас Бульба во главе войска", украинская народная песня "Думы мои, думы мои", Т. Шевченко. "Автопортрет", М. Божий "Думы мои, думы ...", Памятник Тарасу Шевченко в Каневе (фото), украинская народная песня" Ой, пойду я лугом ", К. Трутовский. "Кобзарь над Днепром", И. Стравинский. Балет "Весна священная" (фрагмент), А. Шовкуненко. "Весна. Конча Заспа ", Рафаэль Санти. "Сикстинская мадонна", Ф. Шуберт. "Ave Maria", Икона Вышгородской (Владимирской) Богоматери, А. Ведель. Херувимская, украинские писанки (образцы), Леся Дичко. Вариации для ф-но "Украинские писанки", Фотоиллюстрация Владимирского собора в Киеве, С. Рахманинов. Прелюд к диез минор, К. Моне. "Впечатление. Восход ", К Дебюсси. Сюита "Море" (1ч. "На море от зари до полудня"), И. Бокшай. "Верховина", Ю. Щуровский. Маленькая украинских симфония (ч.3 "Закарпатская картина"), М. Кривенко. "Ехал казак на войнушка", украинская народная песня "Ехал казак на войнушка", К. Билокур. Цветы над забором, И. Карабиц. Прелюдия.
Вариативный материал для восприятия:
К. Данькевич. Ария Богдана из оперы "Богдан Хмельницкий", М. Ивасюк. "Въезд Богдана Хмельницкого в Киев", В. Барвинский. "Лирницка песня", Л. Позен. "Лирник с поводырем", А. Кос-Анатольский. "Ой ты, девушка, из ореха зернышко ...", В. Маковский "украинская девушка", В. Гартман. "Городские ворота в Киеве", М. Мусоргский. "Богатырские ворота" с фортепианной сюиты "Картинки с выставки", И. Айвазовский. "Черное море", "Волна", Н.Римский Корсаков. "Окиян - море синее" из оперы "Садко".
Ориентировочный материал для выполнения:
А. Янушкевич. "Белая сказка", М. Гайворонский. "Идет сечевое войско", А. Бородин. Симфония "Богатырская" (мелодия главной темы), А. Жилинский. "Песенка джуры", украинская народная песня "Думы мои, думы мои", Ю. Чичков. "Мама", Ю. Шевченко. "Писанки", В. Раковский. "В ладонях родной земли", А. Янушкевич. "Лето золотое".
Вариативный материал для выполнения:
Б. Фильц. "На зеленом пригорке", Т. Попатенко. "Шпак на чужбине", украинская народная песня "Ой, при лужку, при лужку", М. Балема. "Ой там, на выгоне", С. Майстрова. "Я рисую море", Г. Гладков-Югин. "О картины", украинская народная песня "Ой, ходила девушка каемочкой".
По окончанию изучения темы:
Ученик наблюдает:
- за интонационным развитием музыки;
распознает:
- выразительные особенности симфонической и камерно-инструментальной музыки;
сравнивает:
- музыкальные и визуальные образы в воплощении ими жизненных явлений;
характеризует:
- средства выразительности программной и непрограммной музыки;
- особенности духовной музыки;
приводит примеры:
- эмоционально-образного созвучие музыкальных и визуальных произведений;
интерпретирует:
- содержание музыкальных и художественных произведений, используя специальную терминологию;
отчетливо выполняет:
- песни украинских и зарубежных композиторов;
импровизирует:
- простые мелодические обороты, ритмичныое сопровождение к песням;
соблюдает правила:
- ансамблевого исполнения музыкальных произведений;
высказывает суждения о:
- взаимосвязи музыкально-интонационных и визуальных образов,
- программной и непрограммной музыке и специфике отражения ее жизненного содержания;
обосновывает:
- собственное понимание специфики содержания произведений музыкального и изобразительного искусства;
обнаруживает:
- готовность к использованию приобретенных предметных компетенций в процессе творческой самореализации.