Место металлических элементов в периодической системе, особенности строения атомов, металлическая связь. Физические свойства металлов.
Характерные химические свойства металлов.
Щелочные элементы. Натрий и калий. Оксиды, гидроксиды, соли натрия и калия. Применение важнейших соединений натрия и калия. Калийные удобрения.
Кальций. Кальций оксид и кальций гидроксид. Соли кальция. Понятие о твердости воды и способы ее устранения. Применение важнейших соединений кальция.
Алюминий. Алюминий оксид и алюминий гидроксид, их амфотерность. Соли алюминия. Применение важнейших соединений алюминия.
Ферум. Феррум (II) оксид и феррум (III) оксид и соответствующие им гидроксиды. Соли железа. Применение важнейших соединений железа.
Металлические элементы в природе. Общие способы получения металлов. Понятие о сплавах. Производство чугуна и стали. Краткие сведения по истории развития черной металлургии в Украине.
Коррозия металлов, защита от коррозии.
Охрана окружающей среды при производстве и применении металлов.
Значение неорганических соединений в природе, технике и жизни.
Расчетные задачи:
3. Вычисление по химическим уравнениям количества вещества, массы или объема (газированных веществ) по количеству вещества, массе или объему реагента, содержащего определенную долю примесей.
Демонстрации:
12. Взаимодействие натрия с водой и исследования образованного раствора фенолфталеином.
13. Горение магния.
14. Ознакомление с образцами калийных удобрений.
15. Ознакомление с образцами металлов и сплавов.
16. Ознакомление с образцами чугуна и стали.
17. Показ железорудных месторождений на географической карте Украины.
18. Схемы и макеты доменного производства.
19. Модель кислородного конвертера.
20. Взаимодействие кальций оксида с водой и испытания образовавшегося раствора фенолфталеином.
Лабораторные опыты:
10. Сравнение химической активности металлов.
11. Взаимодействие металлов с растворами кислот.
12. Ознакомление с образцами металлических руд.
13. Добыча алюминий гидроксида и доказание его амфотерности.
14. Добыча феррум (II) гидроксида и феррум (III) гидроксида, взаимодействие их с кислотами.
Практическая работа:
№ 2. Решение экспериментальных задач.
По окончанию изучения темы:
Ученик (ученица)
называет:
- оксиды и гидроксиды калия, натрия, кальция, алюминия, железа;
- металлические руды, их месторождения и металлургические производства в Украине;
описывает:
- место металлических элементов в периодической системе;
- распространенность металлических элементов в природе;
составляет:
- электронные и электронно-графические схемы строения атомов металлических элементов;
- формулы оксидов и гидроксидов натрия, калия, кальция, алюминия, железа;
характеризует
- общие физические и химические свойства металлов, оксидов и гидроксидов металлических элементов;
иллюстрирует уравнениями химических реакций:
- химические свойства металлов, оксидов и гидроксидов, солей калия, натрия, кальция, алюминия, железа;
объясняет:
- суть металлической химической связи;
- правила пользования рядом активности металлов;
- общие способы получения металлов, образование сплавов;
- сущность амфотерности;
- сущность производства чугуна и стали;
- различие свойств сплавов от свойств тех металлов, из которых они состоят;
экспериментально исследует:
- химические свойства металлов;
- характер кальций оксида и кальций гидроксида;
- амфотерность алюминий оксида и алюминий гидроксида;
- характерные свойства гидроксидов железа;
обосновывает:
- физические свойства металлов;
- использование оксидов важнейших соединений натрия, калия, кальция, алюминия, железа;
- влияние калийных удобрений на повышение урожайности сельскохозяйственных культур;
- причины жесткости воды и способы ее устранения;
- предотвращение коррозии металлов;
- необходимость охраны труда и окружающей среды в металлургическом производстве;
вычисляет:
- по химическим уравнениям количество вещества, массу или объем (газовать веществ) продуктов реакции по количеству вещества, массе или объему реагента, содержащего определенную долю примесей;
устанавливает зависимость:
- между свойствами металлов и строением атомов металлических элементов, особенностью химической связи;
высказывает суждение:
- о роли металлургии в общественном хозяйстве;
- о значении качества питьевой воды;
оценивает:
- последствия коррозии металлов;
соблюдает правила безопасности при выполнении химических опытов.