Мистецтво як естетичне явище

Естетика 11 клас
Доісторичне мистецтво. Передумови виникнення мистецтва і проблема походження мистецтва в історії естетичної думки.
Мистецтво стародавнього світу. Міфологічне підґрунтя мистецтва стародавнього світу. Антропоморфізм давньогрецької та давньоримської міфології.
Мистецтво середньовіччя (ІХ – ХІІІ ст.). Проблема взаємодії релігії і мистецтва в умовах доби середньовіччя. Церква як соціальний замовник середньовічного мистецтва.
Мистецтво Відродження (ХІV – XVI ст.). Проблема традиція – новаторство у мистецтві Відродження. Гуманістична спрямованість мистецтва Відродження.
Мистецтво Нового часу (кінець ХVI - перша половина ХІХ ст.). Формування художніх напрямів маньєризму, бароко, рококо, класицизму, романтизму, реалізму: загальна характеристика.
Мистецтво другої половини ХІХ – ХХ ст. Діалог “теорія – художня практика” як характерна ознака мистецтва зазначеного періоду.
Основні параметри предмета мистецтва. Специфіка мистецтва як форми суспільної свідомості. Пріоритетність емоційно-чуттєвого начала.
Проблема художнього образу в історії естетичної науки: від доби античності до ХХ ст. Художній образ як синтез суб’єктивного та об’єктивного, раціонального та емоційного, типового та індивідуального. Динамічний зв’язок: відображення вираження сприйняття як основа художнього образу.
Зміст і форма як складові художнього твору. Визначення понять “зміст” і “форма”. Специфічні особливості форми і її структурні елементи.
Зміст художнього твору як синтез трьох компонентів: теми, ідеї та емоційно-естетичної оцінки зображуваного.
Поняття “стиль” і його місце у контексті естетичного тезаурусу.
Етимологічне коріння стилю. Пріоритет індивідуального начала у мистецтві Відродження і проблема стилю.
“Художній стиль”, “художній напрям”, “художня епоха” як динамічна система.
Художній метод як засіб пізнання дійсності, його основні різновиди.
Проблема методологічної трансформації. Метод як об’єкт естетико-мистецтвознавчого аналізу.
Питання функціональності мистецтва в історії естетичної проблематики. Поліфункціональність сучасного мистецтва.
Після закінчення вивчення теми:
Учень (учениця):
називає основні етапи розвитку мистецтва;
пояснює специфіку мистецтва середньовіччя;
характеризує проблему традиція – новаторство у мистецтві Відродження;
розпізнає основні художні напрями кінця XVI-ХІХ ст.;
пояснює специфіку діалогу “теорія – художня практика”;
аналізує специфіку мистецтва;
характеризує особливості художнього образу;
пояснює зміст і форму як складові художнього твору;
розпізнає складові змісту;
характеризує поняття стиль;
пояснює поняття художній метод;
наводить приклади основних функцій мистецтва.


Вам можуть знадобитися:

Реферат: Первісне мистецтво

Реферат з етики та етикету

Первобытная культура прослеживает в себе огромную дистанцию развития человечества. Вначале — полулюди-полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце — такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома, делать разнообразную утварь, орудия из бронзы, железа. В начале — существа, ещё не умевшие говорить; в конце — творцы эпических сказаний,...

Реферат: Характеристика світової культури і мистецтва

Реферат з етики та етикету

Наиболее общее определение культуры сводится к тому, что она представляет собой особый мир создаваемый человеком. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, насыщенная продуктами человеческой деятельности, а так же мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными интересами, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения. Культура составля...

Реферат: Ранньохристиянське мистецтво Стародавнього Риму

Реферат з етики та етикету

Римляне оставили обширное литературное наследие, позволяющее проследить историю Древнего Рима во всем изобилии подробностей, которые не перестают нас восхищать. Но, как это ни парадоксально, труднее всего найти ответ на вопрос: "Что представляет собой искусство Древнего Рима?" Римский гений, столь явно распознаваемый в любой другой области человеческой деятельности, становится удивительно неуловим...

Реферат: Мистецтво Стародавнього Риму

Реферат з етики та етикету

Искусство Рима не только последний этап в развитии античности. Многое в нём превосходит культуру средневековья. Уже в Древнем мире формировались новое понимание мира и многие художественные идеалы. В сферу искусства в поздние века Римской империи вовлекалось уже значительно большее, нежели раньше, число людей. В художественной культуре Рима возникали предпосылки для рождения и развития средневеко...

Реферат: Стилі в мистецтві

Реферат з етики та етикету

Обобщая вышеизложенное, мы можем сделать определенные выводы. В центре внимания эстетики искусства: художественное творчество в его эстетическом отношении к действительности и в его значении для человечества; особенности художественного произведения, художественного образа, художественной реальности, художественной концепции мира и личности; наиболее общие законы художественного освоения мира в л...

Реферат: Реалізм у мистецтві

Реферат з етики та етикету

Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства как, например, Ченнино Ченнини, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и др. Они активно вступают на путь реалистического мировоззрения, стремятся научно обосновать явления природы, р...

Реферат: Література і мистецтво Середньовіччя

Реферат з етики та етикету

В западной художественной культуре первые два значительные направления отличаются в эпохе средневековья. 1) Первое направление романское искусство( 10-12вв.) Понятие "романский" происходит от слова "римский", в архитектуре культовых зданий романская эпоха заимствовала основополагающие принципы гражданской архитектуры. Романское искусство отличалось простотой, величественностью. 2) Второе направлен...

Реферат: Постмодерн і концептуалізм: мистецтво нового часу

Реферат з етики та етикету

В контексте современной культуры мы можем определить следующий феномен: все, что мы называем сегодня «симулякры», «виртуальность», «фантазия», и т.д. что кажется оторванным от реальности, чем то идеалистичным, в значении «не существующее», является подлинной реальностью, так как эти понятия изначально обозначают вполне реальные вещи – «образ» или «копия» (симулякр), «истинность», (виртуальность), ...

Реферат: Романтизм як течія в мистецтві

Реферат

Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре, его представителями были: в русской литературе Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов и др.; в изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский, А.Венецианов, А.Орлорский, В.Тропинин и др.; в музыке Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г.Берлиоз, Н. Паганини, Ф.Лист, Ф. Шопен и др. Они открыли и развили н...

Реферат: Романтизм

Реферат з етики та етикету

Термином «романтизм» (франц. romantisme) обозначается обычно идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18 и 19 вв. и получившее отражение в различных областях науки и искусства. Пришедший на смену идеологии Просвещения (см. Просвещения эпоха), Романтизм был порождён как освободительным движением народных масс, пробуждённым французской буржуазной революцией конца ...