Взаємозв'язок форми і змісту в образотворчому мистецтві

Образотворче мистецтво 6 клас
Тема 1. Форма і зміст
Виявлення змісту форми. Символіка та стилізація форм. Композиційні закономірності та прийоми в різних видах та жанрах образотворчого мистецтва.

Тема 2. Людина та предметний світ
Розширення уявлень про духовну й матеріальну культурну спадщину, національні особливості мистецтва, праці та побуту.

Навчальні завдання
Засоби виразності виявлення характеру, суті форми: символіка форми, кольору, символіка орнаменту.
Умовність у відображенні реального об'єкта (природної форми): узагальнення (виявлення головної ознаки), стилізація (декоративна трансформація природних форм за допомогою різних прийомів).

Композиційні засоби і прийоми
Портрет як жанр (види). Виявлення пропорцій постаті людини (залежно від віку, зросту, образу), особливості пропорцій елементів голови людини. Колір як засіб виявлення образу (літературний герой), характеру, настрою людини; костюм (історичний, національний).

Сюжетно-тематичний натюрморт (з предметів, що визначають епоху); сюжетна композиція (побутовий, історичний жанри); прикладна графіка (плакат).
Дизайн (проектування предметів побуту). Трансформація природної форми, моделювання одягу та виявлення функціональних і конструктивних зв’язків.

Орієнтовні тематичні завдання:
- узагальнення та стилізація природних форм;
- створення орнаментованої композиції (символіка орнаментів і кольору);
- форма та орнаментація предметів побуту;
- творчий натюрморт (з предметів, що визначають епоху);
- пропорції постаті людини (залежно від віку, зросту, образу);
- портрет у живопису, графіці, скульптурі (особливості будови постаті та елементів голови людини);
- колір і форма у створенні сценічних і літературних образів, шаржів, карикатури;
- сюжетна композиція (побутовий, історичний жанри);
- плакат (шрифтовий), шрифтова композиція (монограма, графіті);
- проектування предметів побуту (трансформація природних форм);
- моделювання (ескізи) одягу.

Матеріали і техніка виконання
Олівець, графіт, туш, перо, вугіль, гуаш, акварель, (глина), пластик, тканина. Аплікація, колаж, розпис, імітація вишивки, змішані техніки, паперопластика.
Після закінчення вивчення теми:
Учень розпізнає:
- національний одяг, побут людей різних країн;
спостерігає:
- красу форми, її пропорції, силует, пластику, об'єм (єдність зовнішньої форми та внутрішнього змісту);
порівнює:
- особливості характеру людей, їх професій, захоплень, одягу, предметного світу тощо;
характеризує:
- відмінності декоративно-прикладного мистецтва різних культур (одяг, предмети побуту, прикраси тощо);
уміє:
- стилізувати реальні форми у декоративні, умовно-графічні;
- створювати орнаменти різних видів;
- створювати образ людини, з урахуванням власного бачення, одягу та предметного оточення;
- створювати творчий натюрморт (передавати образ епохи, специфіку предметів національних культур);
- створювати сюжетну композицію;
- використовувати художньо-виразні засоби прикладної графіки (шрифт, орнамент);
- трансформувати та моделювати форми предметів на основі природних форм;
- використовувати конструктивні зв’язки форми та матеріалів;
висловлює судження про:
- національні та культурні особливості мистецтва, праці та побуту;
- етнографічні особливості в декоративно-прикладному мистецтві та дизайні (національний та індивідуальний стиль);
- види орнаментів, символіку кольору;
- основні пропорції постаті людини (залежно від віку, зросту, образу);
- особливості портретного жанру (засоби виявлення характеру, емоційного стану людини);
- особливості побутового та історичного жанрів;
- види прикладної графіки;
- види шрифтів (єдність форми та змісту);
наводить приклади:
- творів побутового, історичного та портретного жанрів;
аналізує:
- результати власної роботи, досягнення та недоліки, визначає шляхи вдосконалення;
дотримується правил:
- техніки безпеки при користуванні інструментами, матеріалами;
виявляє готовність:
- до використання набутих предметних компетенцій у процесі творчої самореалізації.


Вам можуть знадобитися:

Реферат: Російський портрет XVIII століття

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

На протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров. С начала 18 века от довольно примитивного изображения человеческого лица художники довели свое мастерство до необычайного совершенства. Обучаясь ...

Реферат: Золотий вік російської іконопису

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Русская икона является совсем особым художественным миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. И отвлеченный язык иконы, его недомолвки, его символы становятся постепенно понятными и облекаются в нашем сознании в плоть и кровь конкретного художественного образа. С этого момента простое разглядывание ...

Курсова: Російський портретний живопис ХІХ століття

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

По мере развития и утверждения в русском искусстве демократических тенденций в процессе решения общих творческих задач наблюдается сближение поисков в разных жанрах и особенно в портретной живописи. Работа над портретом приводит художника к тесному соприкосновению с представителями различных социальных слоев современного общества, а работа с натуры значительно расширяет и углубляет понимание псих...

Курсова: Методика викладання портретного живопису в середніх класах

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Завершая работу можно прийти к выводу, что в живописи портрет – самостоятельный жанр, призванный не только достоверно отражать внешние черты человека, портретная живопись должна показать характер человека, отразить его внутренний мир, передать его эмоциональное состояние. Человек на картине, портрете должен быть изображен в естественной и привычной для него атмосфере, в характерной именно ему позе...

Реферат: Історичний живопис

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Самым крупным представителем исторического жанра был А.П. Лосенко (1737–1773) – один из первых учеников Академии, пенсионер, автор таблиц и пособий, по которым учились целые поколения русских живописцев и скульпторов. Лосенко создал первую композицию на национальную тему – «Владимир и Рогнеда» (1770). Картина изображает дочь полоцкого князя, которую Владимир, разбив войско ее отца и братьев, наси...

Реферат: Жанр портрета

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

ПОРТРЕТ К этому жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художники, модели) черты. Само название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту». Однако вне...

Реферат: Портретне мистецтво

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

О русском искусстве рубежа двух веков, как и в более ранний период, портрет занимает важное место. Значительность и многообразие произведений, созданных в этом жанре, воочию продемонстрировала выставка "Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века", организованная в 1975 году в залах Государственного Русского музея. На ней экспонировались произведения более пятидесяти художников, из котор...

Курсова: Алегорія в образотворчому мистецтві

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Аллегория (от др.-греч.— иносказание) — один из способов эстетического освоения действительности, прием изображения предметов и явлений посредством образа, основой которого является иносказание. В А. чаще всего используются отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина), типичные явления, характеры, мифологические персонажи — носители определенного, закрепленного за ними аллегорического содерж...

Реферат: Англійські художники в області дизайну У. Морріс та Д. Рескін

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Что же такое «дизайн»? «Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому «designare» - определять, обозначать. Итальянское «disegno» со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие «design» распространилось в XVI веке». Сегодня термин «дизайн» употребляется для характеристики процесса художественного и...

Реферат: Роль психологічних досліджень у розвитку дизайну

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Психологический дизайн исследует комплекс взаимодействий в системе «человек-среда». Это психологическое обоснование дизайна. Обоснование его причинности, его существования вообще, его составляющих в широком смысле и в каждом конкретном случае. Пси-дизайн основывается на данных общей психологии, социальной психологии (дизайн как канал медиа-систем), этнопсихологии, этнографии, социологии (подход с...

Курсова: Класичний стиль дизайну в інтер'єрі

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Возникновение художественного конструирования (дизайна) относится к началу 20 в., но предпосылки для его становления развивались задолго до этого в процессе перехода от ручного к машинному производству, который повлек за собой «... полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера...» Непосредственным результатом этого переворота было противоречие между прогрес...

Реферат: Розвиток дизайну в Росії

Реферат з дизайну

Наиболее сильной стороной российского дизайна была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке. В отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного искусства в основном через т...

Диплом: Cучасне моделювання одягу з народним оздобленням

Реферат з дизайну

Українській жінці був завжди притаманний вишуканий смак, витончене відчуття краси. Своїми руками в хатніх умовах, вона пряла, фарбувала, ткала, шила, вишивала кожну деталь свого убрання. Вже пошита річ удосконалювалася віртуозними технічними прийомами, додатково прикрашалась аплікацією, художнім ручним шитвом. Деталі костюма та орнамент мали в собі оберегову захисну символіку. Жодний елемент не бу...

Реферат: Стиль і мода, завдання моделювання

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Завдання моделювання. Термін «моделювання» походить від слова «модель» (тобто «зразок») і означає процес створення моделей. Сьогодні поняття «моделювання» трактується ширше й означає не лише процес створення моделей, а й розробку на основі моделі різних її варіантів з використанням будь-яких характерних деталей, а також процес відтворення (реконструкції) моделі за фотографією та малюнком. Моделюв...

Реферат: Використання народних мотивів у моделюванні одягу

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Одяг фольклорного стилю вдало доповнюють коміри, кишені, манжети, пояси, хустки, оздоблені вишивкою, плетені з лози кошики, прикраси з бісеру, дерева, кераміки, металу тощо. Сьогодні популярністю користується і запозичена у народного костюма багатопредметність одягу. Наприклад, сучасний повсякденний комплект складається з подвійної спідниці, з об‘ємної блузки та жилета, який може бути приталеним,...

Реферат: Народний жіночий одяг

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Характерною рисою традиційного українського вбрання є його декоративна мальовничість, яка відбиває розвиток ремесел, високу культуру виробництва матеріалів для одягу, створення різноманітних його форм, володіння багатьма видами і техніками опорядження та декорування одягу. В цьому розумінні український народний одяг вирізняється значною варіативністю. Найбільш помітні відмінності у народному костю...

Курсова: Декоративно-прикладне мистецтво

Реферат з музики та мистецтва

Народна творчість — це історична основа, на якій розвивалася і розвивається світова художня культура, одна із форм суспільної свідомості і суспільної діяльності, явище соціальне зумовлене. Як і інші форми суспільної свідомості, зокрема, філософія, мораль, релігія, політична і правова ідеологія, народна творчість розвивається під впливом конкретної історичної дійсності. Характер виробничих відносин...

Реферат: Орнамент епохи модерну

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Орнамент стоит первом месте по способности проникновения в разные виды искусства и по возможности обретать новый смысл, ранее с орнаментом не ассоциировавшийся. Понятие орнамента не получило еще своего окончательного определения, несмотря на то, что орнаменту посвящена довольно обширная литература. Ситуация с модерном, создавшаяся в XIX веке, совпадает с той, которая образовалась в области с...

Реферат: Башкирський орнамент

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Башкирский орнамент - одно из явлений национальной башкирской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно - запрет ис...

Реферат: Орнамент - мудрість тисячоліть

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Русский орнамент до ХII века был почти рабским подражанием византийскому, но с этого времени стали все более и более притекать в него элементы западноевропейские (романские и итальянского Возрождения) и азиатские (персидские, индийские, монгольские и т.п.), которые сливаясь с византийскою основою и с местными народными элементами (славянским и финским), наконец в XVI и XVII веках образовали особый...

Курсова: Графіті - мистецтво ХХ століття

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Стиль и техника граффити как особого вида городского «андеграундового» искусства постоянно развиваются и совершенствуются. Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Но после того, как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей и памятников архитектуры, встал вопрос о вандализме и провокационной сути граффити. В это же время отдельные работы писателей начинают в...

Курсова: Зовнішня реклама: афіші та плакати

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Сегодня плакат и афиша – наиболее распространенный вид наружной рекламы, у которого есть неоспоримые преимущества. Плакат и афиша – недорогое удовольствие, однако отклик, который можно получить от этого вида рекламы, намного превышает затраты на его изготовление. Именно поэтому яркий, привлекающий внимание дизайном и качеством полиграфии, плакат или афиша еще долго сохранит свои ведущие позиции на...

Курсова: Просування рекламної продукції

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Реклама, как правило, создаваемая и публикуемая рекламным агентством, информирует о производителе или его товаре, формирует и поддерживает их образ (image) и оплачивается рекламодателем в соответствии с тарифами на размещение рекламных обращений в средствах массовой информации. Доход рекламного агентства, как правило, образуется в результате оплаты творческих работ и получения от средств распрост...

Реферат: Монументальна скульптура

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Монументальная скульптура появилась в Киеве вместе с началом каменного зодчества, в конце Х века. В последнее время стал известен интереснейший рельеф богоматери Одигитрии, украшавший, по-видимому, фасад Десятинной церкви, построенной в 989-996 годах. Он дополняет группу ранее известных монументальных рельефов, изображающих Геракла, борющегося с немейским львом, Диониса, везомого на колеснице паро...

Реферат: Скульптура Давньої Греції

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Предмет исследования данного реферата – скульптура Древней Греции. На мой взгляд, эта тема является одной из важнейших в изучении древнегреческой цивилизации, поскольку скульптура, как и всё изобразительное искусство вообще, отражает всю жизнь и всю историю нации. Кроме того, изучение скульптуры Древней Греции позволяет как нельзя лучше понять мировоззрение греков, их философию, эстетические идеал...

Реферат: Скульптура Стародавнього Китаю

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Скульптура Древнего Китая, как и его искусство и вся китайская цивилизация имеют свои особенности, обусловленные спецификой географического положения, природных условий и исторического развития. Культурная история Китая восходит к рубежу III-II тысячелетия до н.э. Существует мнение о “культурном единстве, своеобразии и замкнутости” культуры, сформировавшейся в Древнем Китае. Для древнекитайской ск...

Реферат: Скульптура Риму

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Греки изображали очень часто Богов в виде статуй, а римляне старались придать образ человека: его внешность. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Во II в. до н...

Реферат: Плакати, як вид зовнішньої реклами

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Сегодня плакат – наиболее распространенный вид наружной рекламы, у которого есть неоспоримые преимущества. Плакат – недорогое удовольствие, однако отклик, который можно получить от этого вида рекламы, намного превышает затраты на его изготовление. Именно поэтому яркий, привлекающий внимание дизайном и качеством полиграфии, плакат еще долго сохранит свои ведущие позиции на рекламном рынке. В рекл...

Реферат: Прикладна машинна графіка

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

Машинная графика становится все более доступным и популярным средством общения человека с ЭВМ. В настоящее время создано немало систем машинной графики, графических редакторов и пакетов прикладных графических программ, позволяющих успешно использовать средства машинной графики практически во всех сферах человеческой деятельности. Наиболее широко применяемым средством при проектировании радиоэлект...

Курсова: Практика шрифтової графіки

Реферат з образотворчого мистецтва, креслення

При выполнении надписи фон обычно тонируется - покрывается краской, потому что на слегка подцвеченном, тонированном фоне шрифт лучше воспринимается. Цвет фона подбирается так, чтобы он соответствовал содержанию надписи и был связан с элементами ее оформления. Тонируется бумага темперой, гуашью, акварелью и тушью. Хороший желтоватый тон получается при тонировании фона чаем. Для покрытия фона гуаш...